Как сломать вариатор?

Как сломать вариатор?

20.10.2022 Все статьи Вариаторы Обслуживание и ремонт 0

Есть четыре основные причины выхода вариатора из строя.

  1. Перегрев.

В большинстве вариаторов между двигателем и коробкой расположен гидротрансформатор, который генерирует много тепла. Тепла может быть настолько много, что возникает перегрев. Соответственно методы вывода из строя вариатора путем перегрева примерно те же самые, что и для АКПП. Но есть и некоторые отличия:

— в некоторых вариаторах вместо гидротрансформатора используется фрикционное сцепление. Последствия выхода из строя такого вариатора могут немного отличаться тем, что выйдет из строя и такое сцепление;

— в вариаторе нет как такового процесса переключения передач. Передаточное число в вариаторе меняется плавно. Поэтому гидротрансформатор почти всегда в нем заблокирован, за исключением ситуаций движения с очень низкими скоростями. Или когда автомобиль вовсе неподвижен. В этом состоит отличие от классической АКПП. Во время движения в затяжном подъеме автоматическая коробка может начать греться, так как происходит разблокировка гидротрансформатора и им интенсивно вырабатывается тепло. С вариатором такой проблемы нет. И это хорошо.

Тепло в вариаторе генерирует не только гидротрансформатор, но и сама коробка. Последствия перегрева вариатора могут наступить гораздо быстрее, чем у обычной автоматической коробки. Поэтому следить за работоспособностью системы охлаждения, в частности за чистотой радиатора, очень важно.

Вариатор-JF018E-теплообменник

Теплообменник вариатора JF018E

  1. Высокие нагрузки.

У вариатора при движении в условиях высоких нагрузок есть другая проблема. Момент передачи возникает за счет трения между ремнем и двумя шкивами. И чем больше передаточное число, тем меньше диаметр ведущего шкива, соответственно, тем меньше площадь взаимодействия ремня и шкива. А значит выше риск проскальзывания  ремня по шкиву. Что для вариатора очень и очень плохо.

Вывод: при движении в тяжелых условиях, в отличие от обычной АКПП, включать пониженную скорость на вариаторе почти бессмысленно. Почему «почти»? Потому что конструкторы постарались обойти такие ситуации. Например, на вариаторе «Jatco», кроме ременной передачи, есть еще планетарная двухступенчатая передача, которая на низких скоростях уменьшает нагрузку на вариатор. Так что, прилично снизив скорость, нагрузку на вариатор все-таки можно уменьшить.

Самое главное — водителю на автомобиле с вариатором при затяжном подъеме или при использовании прицепа нужно не особо придавливать на педаль газа. Далее уже сам вариатор подстроится к данным условиям движения.

Вариатор-JF018E-радиатор-

Забитый грязью радиатор охлаждения вариатора

  1. Педаль в пол.

Вариатор не любит активной езды. Чем чаще мы давим на педаль газа «в пол», тем быстрее выйдет из строя вариатор. И, наоборот, при спокойной езде вариатор может вам прослужить многие сотни тысяч километров при условии своевременной замены масла. Разумеется, конструкторы постарались предохранить вариатор от самых тяжелых условий насколько это возможно. К  примеру, блок управления «душит» мотор, когда вы стараетесь забраться на бордюр, стоя к нему перпендикулярно.

Вариатор-JF018E-поддон

Поддон вышедшего из строя вариатора. В масле и на магнитах — продукты износа

  1. Рывки.

Гораздо хуже для вариатора рывки. Например, когда автомобиль буксует, а затем резко одно из колес находит твердую почву – происходит рывок, удар. Или при буксировке жестким стальным тросом, который сначала ослаб, а затем натянулся – также происходит удар. В такие моменты с большой вероятностью может произойти проскальзывание ремня по шкиву. Это для вариатора очень плохо. Одного такого рывка может быть достаточно, чтобы поцарапать шкив, а это означает дальнейший активный износ агрегата. Если эксплуатация вариатора связана с постоянными рывками, то вариатор долго не проживет.

Шкив (конус) вариатора Toyota K114 K114F

Шкив (конус) вариатора Toyota K114 K114F

Direct Shift CVT. Есть одно исключение — это вариатор Direct Shift CVT, решение от корпорации Тойота. В нем первая передача работает без использования ремня. Работает она на шестеренках. Соответственно всех описанных выше проблем с ремнем у нее нет.

Два слова о вариаторах на гибридах Е-CVT. Вариатор на таких автомобилях -это совсем другой агрегат. Конструкция может сильно отличаться у разных автопроизводителей.  Трансмиссия на гибридах Тойоты — очень хорошая и её можно назвать практически не убиваемой.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *