АКПП. Общая информация

АКПП. Общая информация

27.07.2020 Все статьи Обслуживание и ремонт 0
Ремонт АКПП в Москве

Виды АКПП.

 

Все АКПП подразделяются на 3 основных вида:

— «Классические» АКПП. Другие названия: гидравлические, «обычные АКПП», гидротрансформаторные АКПП.

Роботизированные АКПП. Другие названия: «роботы», РКПП;

— Вариаторы;

До 2000-х годов подавляющее большинство всех АКПП было гидротрансформаторного типа. Роботы и вариаторы сейчас получают все большее распространение. «Классические» АКПП постепенно исчезают с авторынка и остаются либо на бюджетных автомобилях, либо на автомобилях с большими моторами (полноразмерные внедорожники и пикапы).

Преимущества «классических» АКПП:

— надежность;

— проверенная временем конструкция;

— способность выдерживать нагрузки и «переваривать» высокий крутящий момент.

 

Преимущества роботов:

— экономичнее обычных АКПП по расходу топлива на 5-10%;

— более быстрые переключения передач чем в обычных АКПП;

 

Преимущества вариаторов:

— экономичнее обычных АКПП по расходу топлива на 5-10%;

— отсутствие передач, плавность хода без переключений;

— дешевле в производстве для автопроизводителя.

 

Число передач.

 

В каждой АКПП есть определенное число передач (скоростей). В современных АКПП число передач варьируется от 4 до 9. В вариаторах физических передач нет, но есть виртуальные. Число передач не всегда, но как правило, отражено в маркировке коробки.

Например:

— 4-ступ. АКПП: A4CF1, ZF 4HP20, 4T65E, AL4;

— 5-ступ. АКПП: 5L40, RE5R05A, AW55-51SN,

— 6-ступ. АКПП: ZF 6HP26, 6T40, DSG6, A6СF1, 6L45, 6DCT250, 6DCT450, MPS6;

— 7-ступ. АКПП: RE7R01A, DSG7, K7X350 7G-DCT;

— 8-ступ. АКПП: ZF 8HP45;     

 — 9-ступ. АКПП: ZF 9HP48.

Маркировку нельзя путать с моделью. Маркировка коробки, например 6HP26 — это целая линейка АКПП, примерно одинаковых по конструкции. Причина: АКПП может ставиться на разные марки, модели автомобилей с разными объемами двигателя и мощностью. Например, Вариатор JF011E от Nissan Qashqai не подойдет на Renault Koleos, в котором тоже стоит JF011E.    Модель АКПП – это буквенное, цифровое, или буквенно-цифровое обозначение. Одна маркировка АКПП содержит несколько моделей.

Модели АКПП могут отличаться:

— По креплению к автомобилю (креплению колокола);

— По электронному управлению;

— По передаточному отношению.

4-ступ. АКПП массово ставились на большинство автомобилей до конца 90-х. Хотя на некоторые бюджетные автомобили ставятся до сих пор. 5 передач и более – это, как правило, автомобили, начиная с 2000-х годов выпуска. Вывод: если обращаются по 4-ступ. АКПП – это либо старый, либо бюджетный современный автомобиль.

В целом, чем меньше число передач, тем коробка проще по конструкции и надежнее. Также автомобили до 2000-х годов обладали большим запасом прочности с ресурсом деталей в 300-500 тыс. км. пробега и более.

Ресурс агрегатов (и АКПП в том числе) до первых поломок в современном автомобиле в среднем составляет 100-150 тыс. км.

 

Конструкция АКПП.

В наиболее общем виде, все трансмиссии состоят из:

  1. Гидравлической части:

— Гидротрансформатор («бублик»);

— Гидроблок, или мехатроник (если точнее, то гидравлическая часть мехатроника — гидроблок);

— Сцепление (для роботов с «мокрым» сцеплением), блок соленоидов, фильтры.

  1. Электронной части:

— Блок управления (плата, плата мехатроника);

— Датчики (скорости, давления, числа оборотов, модуль датчиков);

— Проводка (жгут проводов, «коса»);

— Селектор КПП (для современной конструкции – джойстик на BMW, селекторы-шайбы на Jaguar).

  1. Механической части («железо»):

— Валы;

— Шестерни;                         

— Фрикционы;

— Планетарные ряды («планетарки»);

— Подшипники;

— Корпус;

— Втулки;

— Тефлоновые кольца;

— Дифференциал;

— Поршни…

Доступ к АКПП и ее узлам.

 

  1. Можно снять отдельно (саму АКПП снимать с автомобиля не нужно):

— Мехатроник и плату мехатроника (блок управления);

— Гидроблок, или гидравлическую часть мехатроника;

— ТСМ-модуль;

— Блок соленоидов;

— Некоторые датчики, которые расположены прямо на корпусе АКПП;

— Поддон;

— Фильтры (внешние и расположенные в поддоне).

 

  1. Нужно демонтировать АКПП, но разбирать саму АКПП не нужно;

— Для ремонта/замены гидротрансформатора;

— Для замены маховика на «роботах»;

— Для замены сцепления в «роботах».

-Для замены некоторых сальников валов.

 

  1. Нужно демонтировать и полностью разбирать АКПП:

— Для доступа к механической части;

— Для замены внутреннего фильтра (если установлен);

— Для доступа к датчикам, расположенным внутри коробки в механической части;

— Для замены прокладочного комплекта (всех уплотнений – сальников, прокладок);

— Для доступа к гидроблоку в 5-ступ. АКПП Honda.

 

Варианты демонтажа АКПП (с/у — снятие и последующая установка):

  1. АКПП демонтируется отдельно от всех прочих узлов автомобиля – 95% всех авто;
  2. АКПП демонтируется вместе с мотором:

— На Porsche Cayenne, Audi Q7, VW Touareg с ДВС 4,2 дизель;

— На Mercedes-Benz A-class, B-class;

— На автомобилях с моторами большого объема и мощности и на спорткарах.

 

Ресурс АКПП

 Средний годовой пробег по Москве/СПБ: составляет 20-30 тыс. км. Исходя из этого можно рассчитать средний пробег. Например, если машине 7 лет, то это примерно 7х20= 140 тыс. км. пробега. 

Знание ресурса тех или иных узлов АКПП позволяет спрогнозировать вероятность их поломки. Для этого нужно сопоставить ресурс агрегата с фактическим пробегом автомобиля. 

Например:

— Зная средний ресурс гидроблока (150 тыс. км. пробега), для автомобиля с текущим пробегом в 140 тыс. км. первое, что может в ближайшее время выйти из строя – это как раз гидроблок;

— Зная средний ресурс всей АКПП (300-400 тыс. км. пробега), для автомобиля с пробегом в 350 тыс. км. вряд ли стоит ожидать какой-то незначительно поломки коробки.

Естественно, пробег – это пусть и показательный, но все же лишь ориентир для каких-либо прогнозов. Нужно учитывать и другие факторы:

— Пробег: реальный, либо скрученный;

— Предыдущие ремонты АКПП;

— Возможно на автомобиле стоит не «родная», а купленная б/у (или восстановленная) АКПП;

— Симптомы проявления неисправности;

— При каких условиях наблюдаются симптомы неисправности: на холодной, и/или прогретой АКПП;

— В каком состоянии масло в АКПП;

— Есть ли коды ошибок по АКПП.

Автовладелец может не знать что-либо из данных факторов, поскольку только недавно купил б/у автомобиль. Пробеги, как правило, «скручиваются».У авто старше 5-7 лет редко можно встретить честный пробег до 100 тыс. км, поэтому скорее всего пробег скручен до «психологических» 100 тыс. км, в которые верит большинство автовладельцев. 

 

Зависимость поломок от пробега автомобиля

  1. Как правило, поломки на пробеге до 100 тыс. км. возникают из-за заводского брака АКПП, либо очень высоких нагрузок. Ломается все, что угодно.

 

  1. Как правило, на пробеге 100-200 тыс. км. в условиях пробок Москвы/СПБ и других мегаполисов происходит первая поломка АКПП – выходит из строя гидравлическая часть АКПП.

 

  1. Как правило, на пробеге 200-350 тыс. км. выходит из строя механическая часть АКПП.

 

  1. Общий естественный ресурс АКПП при правильной эксплуатации и соблюдении регламентов технического обслуживания в среднем составляет 300-400 тыс. км. пробега.

 

Следует помнить, что на пробеге более 200-250 тыс. км, вполне вероятно, что АКПП ранее уже ремонтировалась. Особенно это актуально для вариаторов и роботов, немного реже – для «классических» АКПП.  Например, сейчас у автомобиля пробег 350 тыс. км, но на пробеге в 250 тыс. км был капремонт АКПП. Поэтому фактически пробег АКПП будет 100 тыс. км. То есть ресурс агрегатов надо отсчитывать либо от общего пробега, либо от пробега после выполненного ремонта, если он был.

 

Причины поломки АКПП

 

Основное назначение АКПП – это обеспечить комфортное вождение автомобиля в городе (реже — трассе). Условия применения автомобилей с АКПП – это аккуратная городская эксплуатация без нагрузок. Все прочее (offroad — внедорожная езда, гонки, буксировка других автомобилей и прицепов) характеризуется как нарушение условий эксплуатации.

 

Главные причины поломки коробок в примерном порядке их возникновения:

  1. Заводской брак АКПП;
  2. Нарушение условий эксплуатации АКПП: регулярная агрессивная езда, разовые экстремальные нагрузки (застревании в грязи/снеге/песке, буксировки других автомобилей);
  3. Нарушение регламентов технического обслуживания (Т.О.) по замене масла, фильтров, чистке радиаторов охлаждения;
  4. Естественный износ трансмиссии;

В качестве отдельной причины также можно рассматривать ДТП, при которых трансмиссия механически повреждается.

Заводской брак проявляется, как правило, в первый год-два эксплуатации автомобиля и устраняется в рамках гарантии производителя.

При нарушении условий эксплуатации, ресурс АКПП сокращается в разы. Можно даже на новом автомобиле застрять в грязи и, пытаясь выбраться, перегреть коробку и полностью вывести ее из строя.

Причинно-следственная связь образования неисправности трансмиссии вследствие нарушений условий эксплуатации:

Высокие нагрузки — перегрев — образование продуктов износа (стружки от фрикционов и железа) — выход из строя тех или иных узлов/агрегатов АКПП.

Причинно-следственная связь образования неисправности трансмиссии вследствие естественного износа, либо нарушений регламентов технического обслуживания:

Выработка узлов/агрегатов АКПП — образование продуктов износа (стружки от фрикционов и железа) — выход из строя тех или иных узлов/агрегатов АКПП.

 

Диагностика АКПП

Ставить диагноз, составлять прогноз и приговаривать к замене/ремонту те или иные узлы АКПП по телефону – это непрофессионально. Для точной оценки необходима процедура первичной комплексной диагностики трансмиссии.

Первичная диагностика содержит в себе следующие работы:

— Тест-драйв автомобиля;

— Анализ электронных ошибок (компьютерная диагностика);

— Анализ состояния масла (механическая диагностика).

— Осмотр АКПП на наличие течей.

 

Результаты первичной диагностики АКПП:

— Неисправна АКПП: да/нет;

— Неисправна гидравлическая часть АКПП (гидроблок, гидравлическая часть мехатроника, гидротрансформатор): да/нет;

— Неисправна электрическая часть АКПП: блок управления (для АКПП с мехатроником), проводка, датчики: да/нет;

— Неисправна механическая часть АКПП (валы, фрикционы, шестерни, планетарки, насос…): да/нет.

Таким образом, диагностика АКПП определит неисправности на уровне конкретных узлов коробки.

Если подтвердится неисправность механической части, то для точной оценки повреждений потребуется снять АКПП с автомобиля и выполнить дефектовку коробки.

 

Дефектовка АКПП – это полный разбор трансмиссии с выяснением причин и последствий поломки, а также составлением сметы на ремонт (перечня работ и запчастей, подлежащих замене). Средний срок выполнения – 1-2 часа. Клиент может присутствовать при выполнении процедуры дефектовки АКПП. 

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *