Что лучше: вариатор или классический «автомат»?
Классическая АКПП.
Прообраз современной автоматической коробки передач появился еще в начале прошлого столетия. В 1903 году была собрана гидромуфта, которая выполняла гидродинамическую передачу и развязывала мотор и винт корабля. Такая гидромуфта до сих пор используется в каждой АКПП и является ее неотъемлемой частью.
Впервые автоматическая коробка передач была установлена на автомобиль американцами в 1940 году.
За весь период времени трансмиссии модифицировались, но принцип всегда оставался неизменным. В основе каждой коробки-автомат лежит редуктор и гидротрансформатор.
Гидротрансформатор выполняет роль плавного переключателя передач, а редуктор за счет шестерен выполняет сцепление с гидротрансформатором. В итоге получается цельная конструкция.
Конструкция автоматической коробки переключения передач доведена практически до идеала в большинстве современных автомобилей, поэтому 50% продаж мирового рынка автомобилей присущи именно АКПП.
Гидротрансформатор передает крутящий момент, под давлением масла диски с фрикционами отвечают за сцепление, а муфты реализуют переключение передач. В конструкцию также включены гидроблок и насос высокого давления.
Безусловно, техническая часть АКПП очень сложная, где каждая деталь в ней выполняет важную функцию, но наиболее значимую роль играют вышеперечисленные детали.
Как ломается АКПП?
Как показывает практика, причиной поломки в большинстве случаев является сам автовладелец, который халатно относится к вопросу технического обслуживания АКПП. Например, эксплуатирует автомобиль при высоких нагрузках.
Очень редко встречаются производственные браки, хотя они тоже имеют место быть.
Несвоевременная замена масла и расходников — самая распространенная причина образования поломок. Грязная рабочая жидкость и езда на ней тысячи километров без замены приводит к катастрофическим последствиям. Масло играет ключевую роль в АКПП. Оно смазывает все детали и дает давление, без которого узел не может работать. Логично, что старое черное масло негативно воздействует на всю коробку, приводя к ее поломкам.
Конечно, если отсутствует техническое обслуживание трансмиссии, то даже при чистом масле могут быть проблемы из-за естественного износа деталей, которые должны во время меняться. В первую очередь всегда надо ориентироваться на регламент ТО.
Если вы звоните дилеру, и он говорит, что масло в коробке менять вообще никогда не надо, и оно туда залито на весь срок службы эксплуатации — не надо в это верить. Частота замены масла зависит от модели коробки и возраста автомобиля. Она может варьироваться от 30 до 60 тысяч километров пробега и это — обязательное требование! Меняйте масло в коробке, чтобы она бегала дольше.
Рекомендуется вместе с маслом менять фильтр, промывать поддон от продуктов износа, промыть масляный радиатор, который контролирует температуру в системе коробки передач, почистить магниты в поддоне.
Помните — не существует АКПП, которые не требуют обслуживания!!!
Особое внимание уделяйте коробке, если покупаете автомобиль б/у. Лучше проверить состояние масла в мастерской до покупки машины.
Преимущества классической АКПП.
Ключевое отличие АКПП от вариатора, о котором мы будем говорить ниже, заключается в том, что коробка-автомат отлично изучена, она давно на рынке и знакома мастерам и автолюбителям.
Следовательно, в вопросе необходимости ремонта АКПП больших проблем не появится. Ремонт большинства АКПП будет немного дешевле, чем вариаторов, да и запчастей на рынке предостаточно.
Но у классического автомата также есть и недостатки:
— По сравнению с вариатором у АКПП более низкий КПД;
— Так как есть передачи, то при их переключении могут ощущаться толчки;
— Большой расход масла: для АКПП необходимо до 10 литров, для вариатора 5-7 л., а для механики вообще 3 л.
Объективные недостатки АКПП не такие уж серьезные на фоне прочности и надежности агрегата. Но для автовладельцев они могут быть решающими.
Вариатор – трансмиссия будущего?
Вариатор имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить экономичный расход топлива и плавное распределение нагрузок на двигатель.
Что такое бесступенчатая коробкой передач? Вариатор, или бесступенчатая коробкой передач (CVT) представляет собой особый тип автоматической трансмиссии. С первого взгляда он ничем не отличается от авто с обычным автоматом: в автомобиле так же можно увидеть две педали, такой же рычаг переключения и с такими же режимами.
Но принцип работы вариатора в корне отличается от принципа работы АКПП. Вариатор не имеет фиксированной первой, второй или пятой передачи. Суть работы вариатора состоит в том, что передаточное число он изменяет непрерывно по мере того как автомобиль набирает или замедляет ход.
Самое интересное, что первый вариатор был изобретен еще в 1490 году знаменитым Леонардо да Винчи. Конечно, в то время просто было невозможно по достоинству оценить полезность данного изобретения.
Первые автомобили, оснащенные вариатором, появились еще в 50-х годах. изначально вариатор устанавливали на авто марки DAF, затем на Volvo.
В последнее время бесступенчатые коробки переключения передач получили широкое распространение. На сегодняшний день существует несколько видов вариаторов, среди которых можно выделить клиноременные, тороидальные и цепные. Самыми распространенными считаются клиноременные вариаторы со шкивом переменного диаметра.
Конструкция вариатора.
Вариатор оснащен двумя шкивами, выполненными в форме конусов, острые концы которых обращены друг к другу. Клинообразный ремень, зажатый между шкивами, соединяет их. Радиус, которым ремень огибает ведущие и ведомые шкивы, изменяется, за счет чего происходит плавное изменение передаточного отношения.
Обычный ремень представляет собой стальную ленту, которая имеет специальное покрытие. Также может использоваться набор стальных лент со сложным сечением, на которых нанизываются поперечины и стальные пластинки, выполненные в форме трапеции. Края стальных пластинок соприкасаются со шкивами.
Что у вас под капотом — вариатор или обычная АКПП?
Машина с вариатором обязательно должна иметь в своей модификации аббревиатуру CVT в качестве типа трансмиссии. Если сесть за руль и проехаться, то на скорости ощущается отсутствие каких-либо рывков или толчков. Вариатор всегда плавно переходит от одного состояния к другому, поэтому порой изменение скорости можно определить только по изменению тона. Сначала ровный низкий гул затем сменяется практически на легкий свист. Постоянная смена звука происходит по мере набора оборотов.
На нейтральной передаче или после отпускания передачи тормоза, возможен небольшой откат назад. Это обусловлено расслаблением ремня или цепи, с незначительным перемещением в рабочее состояние, готовое к старту. На аварийность это никак не влияет, потому что ход машины будет всего несколько сантиметров.
В вариаторе на селекторе всегда меньше режимов. Обычно это P,N,D,R.
У вариатора меньше расход топлива. Кстати, даже ниже, чем у некоторых механических КПП.
При покупке новой машины эти знания обычно не нужны. Тематика трансмиссии очень сложная, поэтому для тех, кто не собирается заниматься самостоятельным ремонтом, достаточно поверхностных знаний по устройству и диагностики основных неполадок.
Главное отличие — вариатор в производстве значительно дешевле автомата. Если брать его в сборе, то он дешевле, чем автомат. А если брать по запчастям, то наоборот автомат дешевле. И кстати сейчас вариатор устанавливают на целый ряд бюджетных моделей.
Преимущества и недостатки вариатора.
Автомобили, оснащенные вариатором, имеют значительные преимущества по сравнению с авто, оборудованными другими видами АКПП.
Среди самых важных достоинств можно выделить возможность плавного быстрого старта и экономичный расход топлива. Кроме этого, механизмы привода обеспечивают плавное распределение нагрузки на двигатель. Так как мотор работает под электронным управлением, он постоянно находится в щадящем режиме, что хорошо влияет на его эксплуатационные характеристики.
Конечно, вариатор не лишен своих недостатков. К вариатору нужно привыкать — набор скорости здесь происходит по принципу трамвая, то есть, достаточно быстро. Обороты зависают на максимальном крутящем моменте, в результате чего возникает ощущение — а где ускорение? Хотя современные вариаторы уже умеют переключать виртуальные передачи.
На вариаторе нет возможности ехать продолжительно на большой скорости и на максимальных оборотах. Коробка уйдет в аварию.
Двигаться в мегаполисах на автомобиле с вариатором не всегда удобно. В любой момент может возникнуть ситуация с резким перестроением и педалью в пол. Ремень вариатора при этом испытывает колоссальные перегрузки, и ресурс его резко снижается. Также гонки со светофора — это не его конек. Вариатор — это только плавная езда. Вы только представьте, что нужно всегда ездить только плавно.
Есть определенные недостатки CVT при использовании в гололед и по сырому покрытию. Лучше отказаться от прицепа, а также не буксировать другие транспортные средства.
Вариаторы, как правило, устанавливаются на двигатели с мощностью не более 220 лошадиных сил.
Обслуживание вариатора.
Необходим регулярный контроль уровня рабочей жидкости и своевременная её замена — иначе вариатору «капут».
Также существует распространенная проблема гула подшипников при попадании частиц абразива на рабочую поверхность.
В холодное время года нужно прогревать не только двигатель, но и коробку.
Также надо следить за чистотой радиатора охлаждения, если он присутствует.
Цена трансмиссионного масла для вариатора очень завышена. У каждой марки имеется своя жидкость с одобренными характеристиками.
Бесперебойная работа вариатора также зависит от исправности всех датчиков.
Поездка до сервиса на неисправном вариаторе — только с эвакуатором. Ну кстати, на некоторых автоматах при поломках тоже рекомендуется ехать только на эвакуаторе.
Ремонт в некоторых случаях обходится дороже, чем стоимость б.у. коробки. Например, если порвался ремень. На рынке мало сервисов, которые являются настоящими профессионалами по ремонту вариаторов.
Все сказанное касается лишь автомобилей на «вторичке». Покупая новый авто с салона, беспокоиться не о чем.
Вариаторные трансмиссии в настоящее время бурно развиваются. «Детские болячки» постепенно уходят в прошлое. На первое место выходит удобство управления и топливная экономичность. Со сроком службы трансмиссии можно ознакомиться у дилера.
Как обеспечить бесперебойную работу вариатора?
Чтобы вариатор работал как можно дольше, без сбоев и неполадок, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Следить за уровнем жидкости и вовремя ее менять;
- Стараться не нагружать трансмиссию ездой по бездорожью;
- Следить за электронными ошибками;
- Проверять проводку на наличие обрывов;
- В случае появления симптомов неисправности вариатора не надо заниматься ремонтом своими руками. Сразу вызывайте эвакуатор до профильного техцентра.
Выводы.
Вы любите езду на высокой скорости, вам нравится ощущать хорошую динамику? Если выжимать из автомобиля все по максимуму, то вариатор — хороший вариант, но ненадолго. На вариаторе надо ездить плавно.
Автоматическая коробка передач по сравнению с вариатором – более традиционный выбор. Она надежна и относительно неприхотлива, хотя и имеет свои нюансы. Причем у каждого производителя свои особенности. И классическая АКПП не такая требовательная. При этом гидротрансформатор уступает своему оппоненту – вариатору — в показателях по динамике, потребностям в масле и в топливе.
При выборе автомобиля взвесьте все преимущества и недостатки, а после
решайте что для вас лучше — вариатор или автомат?
По нашей практике для агрессивной езды лучший выбор — это механика.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.