Когда сбрасывать адаптации, коррекции АКПП?
Речь пойдет про те АКПП, где это технически возможно. Почти на всех современных это можно сделать.
Как работают и для чего нужны коррекции? Как работает коробка передач в плане самокорректировки?
При каждом включении нам нужно изменить передаточное число, для этого, собственно, и нужна коробка передач.
В АКПП есть фрикционные пакеты. Их разное количество и для каждого включения задействуются разные фрикционные пакеты. При переходе с одной на другую передачу, какой-то фрикционный пакет обычно размыкается, а какой-то смыкается. Очень строго, с точностью до миллисекунд.
Компьютер следит за этим — но у него нет глаз, у него нет датчиков в каждом пакете, у него нет датчиков давления в коробке. Как он следит, что пакет сомкнулся/разомкнулся? Вовремя или нет?
Следит очень просто — на выходе из коробки передач стоит датчик оборотов. Как на колесе, некая шестерня или магнитный диск. Сейчас уже более распространены магнитные диски. Раньше ставились шестерни и датчик оборотов, типа датчика Холла.
Соответственно, в нужный момент, компьютер дает команду перейти со второй на третью передачу. Для этого один пакет должен разомкнуться, а второй — сомкнуться. Но в нужный момент должны измениться обороты на выходе. Датчик выходных оборотов следит, в какой момент это произошло.
Здесь работа идет на большой скорости. Поэтому это все висит на высокоскоростной CAN-шине. Обмен данными происходит очень быстро. Почти мгновенно. И если компьютер чувствует, что начинает меняться качество переключения, то он пытается на это воздействовать. Как? Он не может на ходу нам поменять масло, поменять фрикционы, поменять тефлоновые кольца, заменить детали. Ничего из этого не может.
Но есть один примитивный способ. Он может менять давление в каждом пакете: немного добавлять, немного убавлять. Соответственно если компьютер чувствует и понимает, что пакет сомкнулся слишком быстро – он чуть уменьшает давление и следит за следующим переключением. Вот он все время «сидит» и «подкручивает» давление в каждом фрикционном пакете с помощью электрических регуляторов.
И происходит это непрерывно. Это ключевой, краеугольный камень для понимания этого момента. Непрерывно.
Что значит коррекция или корректировки, которые выполняет компьютер?
Это не то, что вот оно накорректировалось и остановилось. Такого нет. Каждый раз компьютер при каждом переключении следит и меняет давление. Может и не меняет, если надо. Но при следующем опять проследит и, если надо, поменяет. Это происходит непрерывно. Это нельзя остановить, это нельзя выключить. Вроде можно обнулить их, сбросить. Но компьютер начнет, с упорством кретина, заново этот процесс.
А зачем вообще производители предусмотрели вот эти вот корректировки? Раньше не было корректировок, а сейчас есть.
Раньше было просто. Производитель, когда проектировал коробку, он рассчитывал на некое среднее состояние масла, среднюю температуру масла, среднее состояние фрикционных пакетов, на какие-то среднестатистические моменты. И когда это состояние менялось существенно, коробка начала работать сильно неправильно. Сделать ничего нельзя. А уже чувствуется, но деваться некуда. Постепенно производитель понял — надо как-то начать влиять на этот процесс.
Кстати говоря, где-то на переходном этапе, производитель начал менять общее давление в системе, на которую можно влиять с помощью электронного регулятора по мере пробега.
Вот давайте посмотрим, что по мере пробега надо немного поднимать давление в системе, потому что АКПП изнашивается. Мы не знаем как, мы не знаем, насколько сильно, но она изнашивается. Мы начнем чуть двигать давление. И такой был вариант.
Ну и дальше по мере развития техники поняли, что можно еще более точно влиять на работу. Пока не всей системы и каждого конкретного фрикционного пакета. Почему?
Во-первых, у нас меняется температура. Температура масла разная, это понятно. Меняются свойства масла. Зимой и летом средняя температура масла разная. А еще у нас меняется механическое состояние коробки. И это не только про фрикционы, про которые все любят говорить. А еще есть постепенное проседание и износ разного рода прокладок, например тефлоновые кольца, которые отсекают масло. По мере износа либо колец, либо канавки под это кольцо, начинается внутренняя утечка. Где-то начинает теряться масло, а где-то наоборот начинается подсос масла.
А еще у нас меняются свойства масла. В коробке нет датчиков качества масла, нет датчиков системы износа. Хотя есть датчик температуры, и он следит за конечным результатом. Если неправильно смыкается пакет, точнее неверно меняются обороты на выходе, он начинает менять давление: чуть больше, чуть меньше. Хотя это и достаточно примитивная система, но тем не менее, рабочая.
Значения коррекции можно обнулить, потому что у нас сильно изменилось состояние коробки. Давайте между этими моментами разберемся — когда подождать, когда обнулить?
Если меняется температура масла, меняется вязкость, меняются свойства масла, корректировки коррекции адаптации меняются непрерывно. Эти небольшие значения корректируются компьютером непрерывно.
А вот если состояние изменилось сильно, например при ремонте? При ремонте что происходит? Машина приехала, у неё в памяти компьютера вот такой «взрыв мозга», потому что там огромное значение коррекции. Он пытался там что-то корректировать, не мог. Коробка пинается, вы приехали на ремонт. Мы коробку починили. Изменили физическое состояние фрикционов, втулок, тефлонов, свойства масла, прокладок, одновременно все поменяли. А в «башке» у этого компьютера, все еще те самые здоровые корректировки. Что нам в этом случае делать? Естественно, не ждать, не мучить вас и машину. Нужно обнулить и компьютер подработает вот эти значения. Между изношенной коробкой и исправной очень большая разница.
Что происходит при сбросе адаптации?
Сброс адаптации, обновление адаптации, сброс коррекции — это все про одно и то же.
Во-первых, повторим: коррекции менялись и когда мы их сбрасываем, они продолжают меняться. Компьютер просто увидит, что сейчас должны быть такие, а значение коррекции не соответствует тому, как работает коробка и он начинает поднастройку.
Другой вопрос — что он через какое-то время придет к этому равновесию. Сколько ему на это потребуется времени, очень грубо — примерно 200 км. Зависит от многих факторов, у ВАГов это может быть и 800 км, а у БМВ около 200 км. Поэтому из этого пункта пока следует — бесполезно сбрасывать настройки.
Коробка может начать пинаться после сброса адаптации, потому что железо было такое, настройки были такие, а мы взяли и снесли их. И пока компьютер заново настроится, а он это долго делает, потому что делает маленькими порциями чтобы не было чехарды — маленькими шажочками, по чуть-чуть.
У компьютера есть программа — он понимает, как надо двигать коррекции. А не нужными сбросами коррекции мы лишь добавляем дополнительного износа в вашу коробку. Надо ли это вам – думаю, что нет.
Что мы делаем после ремонта?
Bот теперь вы уже можете точно ответить на этот вопрос — после ремонта мы обязаны сбрасывать значение коррекции.
А вот весной, зимой и летом температура масла разная, свойства масла в любом случае разные. Даже того же чистого масла. Нужно ли сбрасывать значение коррекций? Ответ — нет.
Нужно ли при каждом изменении, при замене только соленоидов, если коробку только промыли, если мы там только вот это поменяли, нужно ли сбрасывать логику — не нужно.
Когда же выполнен капитальный, полноценный ремонт — вот тогда это точно надо.
Выводы.
Первое. Еще раз повторим: изменения значений внутренних корректировок, адаптации, коррекции происходят постоянно, безостановочно. И поэтому тезис, типа «вот оно набралось и надо его сбросить» в отношении коробки — это тезис бестолковый. Потому что коррекции меняются постоянно и, если вы их сбросите, они все равно вернутся примерно к тому же состоянию.
Второй тезис вы тоже поняли: на рабочей коробке не надо трогать значение адаптации, это бесполезно. Это первый момент. Они вернутся. И второе: это просто вредно, потому что вы заставляете коробку работать в нештатном режиме, что уменьшает срок ее жизни.
Про замену масла помните: если у вас просто все нормально, то меняйте масло и коробка сама чуть-чуть подкорректирует свою работу. У вас же нормально работающая коробка, на более-менее нормальном масле. А если у вас там «гудрон» сливается, тогда не надо думать про замену масла и сброс адаптации. Здесь уже нужен полный ремонт АКПП.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.