Принцип работы и устройство гидроблока АКПП.

Принцип работы и устройство гидроблока АКПП.

30.06.2022 Все статьи Обслуживание и ремонт 0

Рассмотрим основные составляющие конструкции гидроблока, принцип работы его внутренних элементов, работу клапанов и основные причины износа.

Главная задача гидроблока — распределение давления к разным исполнительным элементам коробки передач. Исполнительными элементами считаются фрикционные пакеты, которые должны сжиматься в нужный момент. Соответственно задача гидроблока заключается в подаче нужного гидравлического давления в нужное место и изменение этого давления по нужному закону.

JF015E гидроблок

Гидроблок вариатора JF015E

Конструкция гидроблока.                            

У гидроблока есть верхняя и нижняя части. Основные составляющие элементы — это две алюминиевые пластины. Между ними расположена алюминиевая прокладка, которая называется сепараторная пластина. Внутри гидроблока есть механические и электрические клапаны (соленоиды).

Также у гидроблока есть крепежные винты, которые стягивают верхнюю и нижнюю части. Есть винты, с помощью которых он крепится к корпусу АКПП.

Перечислим главные компоненты гидроблока:

  1. Сепараторная пластина. Нужна для того, чтобы сформировать каналы с гидроплитой. По этим каналам циркулирует рабочая жидкость. Сепараторная пластина также уплотняет промежутки между стенкой и перегородкой плиты. Для этого на сепараторной пластине нанесен специальный герметик, который повторяет рисунок перегородок на плите гидроблока. В некоторых конструкциях гидроблоков вместо герметика используется бумажная прокладка. Рисунок сепараторной пластины повторяет рисунок каналов. Сепараторная пластина – одноразовая. Она при ремонте меняется, так как герметик расползается и возникает переток масла между каналами. Герметик расползается или стирается в том случае, если стыковочные болты недотянуты или перетянуты. Такое происходит, когда не соблюден крутящий момент при их затягивании.
  2. Каждая из плит имеет перегородки, которые формируют определенные масляные каналы для того, чтобы подавать масло от одних узлов к другим.
  3. Внутри каждой плиты расположены механические клапаны, электрические клапаны, фильтры разной формы и шариковые клапаны. Шариковый клапан — это обратный клапан, телом которого является сепараторная пластина. Клапан нужен для того, чтобы пропускать жидкость только в одном направлении. Бывают случаи, когда шариковый клапан изношен настолько, что может застрять внутри посадочного отверстия и даже проскользнуть сквозь него. Это приводит к нарушению работы коробки передач.
  4. Болты крепления. При крепеже гидроблока к корпусу АКПП болтами также необходимо соблюсти крутящий момент. Поскольку болты проходят сквозь гидроблок, их пережатие может привести к деформации сепараторной пластины.
GM 6T30 гидроблок

Блок соленоидов АКПП GM 6T30

Общий принцип работы гидроблока.

Масло из поддона через масляный фильтр подается в масляный насос. Из насоса подается в гидроблок. Гидроблок распределяет масло по каналам с помощью клапанов: как электрических, так и механических. Кроме того, гидроблок регулирует подачу давления к исполнительным механизмам в нужное время с нужным давлением. Излишки масла из гидроблока сливаются в поддон через каналы нижнего поддона. 

плита гидроблока

Плита гидроблока

Работа механических клапанов внутри гидроблока.

Главный регулятор давления регулирует основное давление в линии после масляного насоса.  Общий принцип работы регулятора состоит в том, чтобы давление масла, которое зависело от оборотов двигателя, преобразовать в постоянное. Регулятор давления, как и большинство клапанов в гидроблоке — это цилиндрический алюминиевый клапан, который покрыт специальным составом, имеющим очень высокую прочность. Этот клапан расположен внутри цилиндрического канала в плите гидроблока.

С одной стороны клапан подпирается пружиной. Пружина строго определенной длины и жесткости. Масло, доходя до регулятора, давит на клапан, и пружина начинает сжиматься. При сжимании пружины открывается дополнительный канал, через который сбрасывается масло. Давление в линии падает, и пружина разжимается, клапан начинает двигаться в обратном направлении. Затем опять давление в линии возрастает, клапан давит на пружину, масло сливается в дополнительный канал, давление падает, пружина разжимается и двигает клапан обратно. Этот канал расположен в левой части гидроблока.

zf-6hp26-28-соленоиды

Соленоиды АКПП ZF 6HP26

Одним словом работа клапана состоит из частых колебательных движений, при которых  масло сбрасывается в дополнительный  сливной клапан. Если давление масляного насоса возрастает очень сильно, то дополнительный сливной канал не справляется. Клапан давит на пружину еще сильнее и открывается второй сливной канал. Масло по этому каналу отправляется в правую часть гидроблока и попадает во всасывающую линию масляного насоса.

В некоторых случаях требуется усилить разжимание пружины. Для этого в полость пружины через определенные каналы под давлением поступает масло. Это давление создается электрическим регулятором. Так происходит регуляция давления. Каждый из клапанов регулирует давление для определенных целей на строго определенный уровень. Главный регулятор создает первичное и основное давление масла. Подобных клапанов в гидроблоке несколько.

RE5R05A гидроблок 2

гидроблок АКПП Nissan Jatco RE5R05A

Износ гидроблока.

Представим себе, что в гидроблоке работает грязное масло, в котором находятся частички фрикционной пыли. В основном будет изнашиваться рабочая поверхность алюминиевого канала гидроблока. В местах трения с клапаном появятся заусенцы и задиры. Зазоры между рабочей поверхностью канала и клапаном увеличатся, масло начнет стравливаться, регулировка давления будет осуществляться неправильно.

В некоторых очень запущенных случаях изнашиваются даже клапаны, хотя они покрыты специальным составом, имеющим очень высокую прочность. Это самые распространенные причины и места износа гидроблока.

Далее встает вопрос, как измерить этот износ. Он измеряется в микронах. Используется следующий способ. После того как гидроблок разобран и полностью промыт он вновь собирается. Используется подача вакуума в каналы гидроблока и оценка этого вакуума. Если воздух проходит между стенок гидроблока и клапанами, то ниже определенного значения создать вакуум в каналах невозможно. Можно оценить степень износа каналов гидроблока с помощью вакуумметра.

Также к износу гидроблока относится перегрев плиты. Немного меняются ее геометрические размеры. Это приводит к тому, что клапаны начинают подклинивать. Долгая работа гидроблока в режиме подклинивания может привести к физическому износу как тела, так и клапана гидроблока.

Мазда-6-гидроблок

Как правило, доступ к гидроблоку осуществляется через снятие поддона АКПП.

Ремонт гидроблока. 

Что делать, если сильно изношены каналы самого гидроблока? Существует метод, при котором ремонтируется канал. Он выглядит следующим образом. Для того чтобы устранить задиры канала нужно взять ремонтный клапан, который имеет чуть больший диаметр. Он будет иметь точно такую же форму как родной клапан, но диаметр будет чуть больше. Понятно, что в этот канал он не поместится. Для этого нужно расточить, а правильнее сказать – развернуть этот канал.

Для того чтобы создать первоначальное качество поверхности канала используется не сверло, а развертка. Диаметр этой развертки строго соответствует диаметру ремонтного клапана. Затем устанавливается ремонтный клапан и пружина.

Именно таким образом ремонтируются каналы гидроблока. Естественно после ремонта мастер еще раз проверит вакуумметром эффективность выполненного ремонта. В некоторых случаях степень износа канала такова, что отремонтировать его вышеуказанным способом уже не возможно. Тогда плиту гидроблока придется поменять.

6T50 гидроблок

Итак, ремонт гидроблока состоит из нескольких этапов:

  1. Тщательная промывка гидроблока, клапанов и пружин;
  2. Сборка гидроблока и проверка вакуумметром износа механических клапанов;
  3. Проверка и отбраковка электрических клапанов;
  4. Замена одноразовых деталей, таких как сепараторная пластина или сепараторная прокладка, шарики, клапаны;
  5. Каналы и механические клапана подвергаются ремонту, или меняются на новые;
  6. Сборка гидроблока, строго соблюдая крутящий момент, и проверка вакуумметром;
  7. Установка гидроблока на крышку коробки передач, со строгим соблюдением крутящего момента;

Именно при таком ремонте восстановленный гидроблок и АКПП будет служить также долго как новый, а может быть и дольше.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *