Что такое адаптация/коррекция АКПП? Нужно ли сбрасывать адаптацию и почему?

Что такое адаптация/коррекция АКПП? Нужно ли сбрасывать адаптацию и почему?

20.05.2022 Все статьи Обслуживание и ремонт 0

Надо ли сбрасывать адаптации при замене масла в АКПП?

Для начала нужно понять, что такое адаптация?  Рассмотрим данный вопрос на примере АКПП ZF6НР и ZF8НР.

ZF-8HP45-фрикционы-и-стальные-кольца

Фрикционы и стальные кольца АКПП ZF8НР45

АКПП состоит из большого количества деталей и среди них есть 5 фрикционных пакетов. Они обычно называются по буквам алфавита ABCDE. Фрикционный пакет — это пакет, состоящий из фрикционных и стальных дисков. При переключении скоростей срабатывают не все пакеты, а лишь определенные. В синхронной последовательности диски в них смыкаются или размыкаются. То есть пять фрикционных пакетов отвечают за переключение скоростей, что в 6-ти, что в 8-ми ступенчатых АКПП.

Каждая АКПП автомобиля, которая выходит с конвейера, оснащена программой управления. В зависимости от переключения скоростей эта программа включает определенный фрикционный пакет с определенным давлением. В процессе эксплуатации АКПП может происходить износ фрикционных пакетов:

— появляется утечка давления, которое подается и сжимает фрикционные пакеты;

— ухудшается качество масла;

— снижается качество фрикционного слоя.

В результате износа фрикционные пакеты будут разжиматься не с той скоростью и не стой силой, которые были изначально заложены и закреплены в программу управления. Это приводит к не совсем правильному переключению определенной передачи.

Для того что бы компенсировать эти износы в системе коробки передач предусмотрена самокоррекция или самокомпенсация. Блок управления двигателем не может следить и поменять на ходу фрикционные пакеты, фрикционные диски, не может убрать утечку давления.

Что может сделать блок управления?  Он может дополнительно увеличить или уменьшить давление на фрикционный пакет. Каждый раз, когда включается определенная передача, блок управления АКПП контролирует качество переключения. Если запаздывает переключение, он добавляет давление, в обратном случае – снижает давление.

Таким образом, по ходу пользования АКПП для каждого из пакетов есть свой регулятор давления. Эти корректировки можно посмотреть при диагностике. Они измеряются в миллибарах. Есть также показатель времени – на какое время отклоняется время передачи скорости от номинала. Измеряется оно в миллисекундах. Всего значений корректировки равно количеству фрикционных пакетов: 5 значений давления и 5 значений времени. Посмотрев на эти значения, в некоторых случаях, можно оценить работу коробки.

И здесь есть очень важное правило. Просто глядя на эти 10 значений коррекции, нельзя сделать вывод о состоянии коробки.  Если сравнить это с диагнозом врача – это все равно, что он вам скажет, что у вас высокое давление и вы больны. И все. Ничего более. Только узнав соотношение этих корректировок с работой коробки передач – только в этом случае можно идентифицировать проблему. 

Многие пользователи и даже некоторые сервисы, увидев среди 5 значений давления цифру 250 и выше, или в значении времени цифру 25 и более, приговаривают вашу коробку к смерти. Это не соответствует действительности!

Только мастер, сделав тест драйв на автомобиле, сопоставив работу АКПП с соотношениями давления и времени, может сделать вывод о том, что в той или иной степени АКПП работает не совсем правильно.

Фрикционы и стальные кольца АКПП ZF 6HP28

Фрикционы и стальные кольца АКПП ZF 6HP28

Есть еще один момент. Для каждой из 6-ти или 8-ми ступенчатых АКПП одни и те же показатели отклонения расшифровываются по-разному. Поэтому ни в коем случае нельзя однозначно подходить к цифрам отклонения. Но поскольку все мы очень верим интернету, многие водители покупают диагностический сканер и самостоятельно делают диагностику. Видят значение коррекции более тех значений, что указаны выше, и ставят диагноз своему автомобилю. Это в корне неверно.

Не переживайте раньше времени. Основным показателем является работа коробки. Если она работает плавно и без толчков, значит значения корректировок в пределах нормы для данной коробки.

Теперь перейдем к главному вопросу статьи – нужно ли сбрасывать эти значения перед заменой масла или других манипуляциях с АКПП? Теперь вы понимаете, что эти цифры – самонастройка фрикционных пакетов. Она происходит постоянно и безостановочно. Это не фиксированные значения. Они постоянно меняются и если смотреть на значения каждую неделю, то они будут разные. Таким образом:

  1. Принцип изменения коррекций происходит постоянно и сбрасывать эти значения бессмысленно и бесполезно. Вы сбросите эти значения, а компьютер с «упорством кретина» начнет заново корректировать работу коробки и регулировать работу каждого пакета;
  2. Если коробка уже достаточно старая, то значения коррекции будут достаточно большие.  Сбросив эти значения, мы заставим компьютер работать с неким пониженным давлением каждого пакета, пока он не наберет нужные ему значения. Получится что 200-300 км после сброса адаптации АКПП будет работать во внештатном режиме. И чем старше коробка, тем дольше ей придется набирать значения корректировки. Это, конечно же, ухудшает состояние коробки с большими пробегами. То есть пока трансмиссия эти 200-300 км работает и самонастраивается, она будет испытывать повышенный износ.
  3. Часто в сервисах говорят: «сбрось и посмотришь, как работает». Но после сброса значения корректировки давление на пакеты немного уменьшается, коробка работает с большей пробуксовкой и иногда это воспринимается так, будто коробка работает мягче и лучше. И клиент говорит, что когда сбросил адаптации — коробка стала работать лучше, но потом через 200-300 км опять все вернулось. Естественно, потому что набралась нужная коррекция и коробка стала работать на тех коррекциях, которые сбросил клиент. Это ни к чему не приводит, только к тому, что дополнительно добавляется небольшой износ фрикционных пакетов АКПП.
  4. Именно для «пожилой» коробки с большими пробегами очередной сброс может стать последним. Надо понимать, что такая коробка работает за счет набранного давления, которым компьютер обеспечил ее в процессе работы. Если мы сбросим корректировки, ослабится давление на фрикционные пакеты и коробка правильно работать уже не будет.

zf-6hp26-28-кузов-авто-сбоку

 

Поэтому, рекомендуем и настаиваем — не сбрасывайте коррекции никогда, кроме как после капитального ремонта. И именно поэтому после замены масла нет необходимости сбрасывать значения коррекции. Действительно, действие нового масла от старого немного отличаются. Если вы сравните значения коррекции до замены масла и через 200-300 км. пробега, то можно заметить, что некоторые значения незначительно изменятся. Компьютер это сделает сам в рабочем порядке. Для этого нет необходимости делать полный сброс корректировок.  

Надеемся, что теперь с вопросом сброса коррекций вы разобрались, и для того, чтобы не навредить своей машине вы не станете без веской причины их сбрасывать.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *