«Классические АКПП». Общая информация
Конструкция.
Гидравлическая часть.
Гидравлическая часть данных АКПП по конструкции бывает трех видов:
- С гидроблоком;
- С блоком соленоидов;
- С мехатроником.
Что такое гидроблок?
Гидроблок служит для управления переключением передач за счет перераспределения давления рабочей жидкости (трансмиссионной жидкости, или просто масла АКПП).
Гидроблок состоит из двух видов клапанов:
— Соленоиды – это электромагнитные клапаны. Управляются электроникой;
— Механические клапаны. Управляются давлением масла. Расположены в конструктивной части гидроблока – гидроплите.
Совокупность соленоидов, механических клапанов и гидроплиты в целом и составляют гидроблок.
Технически гидравлическая часть АКПП может быть реализована следующим образом:
- Если блок управления АКПП расположен под капотом в моторном отсеке вместе с другими блоками управления, то в самой коробке блока управления нет. В этом случае, АКПП будет иметь гидроблок. Это самая простая и старая конструкция АКПП.
- Если соленоиды вынесены отдельным рядом (обособлены от гидроплиты в самостоятельный узел), то это называется блоком соленоидов. То есть вместо единого гидроблока получаем разнесенный отдельно блок соленоидов и. В этом случае, АКПП имеет блок соленоидов.
- Если блок управления АКПП расположен не в моторном отсеке, а в самой коробке, то он прикрепляется к гидроблоку в виде платы (блока управления). Такая конструкция называется мехатроником.
Особняком стоят АКПП GM 6T30, 6T40, 6T45. Их конструкция немного сложнее. В самой АКПП имеются:
— блок соленоидов – ремонтируется, либо меняется;
— блок управления (плата) — меняется;
— гидроплита – ремонтируется.
Что такое мехатроник?
Мехатроник – это гидроблок вместе с блоком управления на борту. То есть мехатроник состоит из двух частей:
— гидравлическая часть мехатроника (гидроблок);
— электронная часть (блок управления, или плата мехатроника).
Вывод: если речь идет о мехатронике, нужно уточнять, о какой его части идет речь: о плате, или гидравлической части, или обо всем вместе — мехатронике в сборе. Но как правило, чаще всего ломается гидравлическая часть.
Мехатроник – это разборная конструкция. Блок управления можно отсоединить от гидравлической части мехатроника. Но для этого сначала нужно снять мехатроник целиком из АКПП. Сама АКПП останется на автомобиле и демонтировать всю коробку не нужно.
Все сказанное о мехатронике относится не только к обычным АКПП, но и к роботам и вариаторам.
Конструкция «классических» АКПП по типу гидроблок/мехатроник/блок соленоидов вынесена в отдельную таблицу ниже.
Таблица 1. Конструкция гидравлической части «классических» АКПП
Агрегат |
Производитель (автомобиль) |
Годы выпуска |
Число передач |
Конструкция |
6T30, 6T40,6T45 |
GM
(Opel, Chevrolet) |
2007-н.в. |
6 |
Блок соленоидов |
6L40, 6L45, 6L50, 6L80, 6L90 |
GM
(BMW) |
2005-н.в. | 6 | Блок соленоидов |
6F50, 6F55, 6T70, 6T75 | GM/Ford | 2007-н.в. | 6 |
Блок соленоидов |
722.6 |
Mercedes-Benz | 1996-2007 | 5 | Мехатроник |
722.7 | Mercedes-Benz | 1998-2005 | 5 |
Мехатроник |
722.9 | Mercedes-Benz | 2004-н.в. | 7 |
Мехатроник |
6HP.. | ZF | 2000-н.в. | 6 |
Мехатроник |
8HP.. |
ZF | 2008-н.в. | 8 | Мехатроник |
9HP.. | ZF | 2011-н.в. | 9 |
Мехатроник |
RE7R01A |
Jatco (Nissan/Infiniti) | 2009-н.в. | 7 | Мехатроник |
AW55-50SN,
AW55-51SN, |
Aisin | 1999-2009 | 5 |
Гидроблок неремонтопригоден! |
09G, 09K, 09M |
Aisin | 2003-н.в. | 6 | Гидроблок |
09D | Aisin | 2003-2008 | 6 |
Гидроблок |
0C8 |
Aisin | 2008-н.в. | 8 | Гидроблок |
U150, U151, U250E/F |
Aisin (Toyota/Lexus) | 2005-2009 | 5 |
Гидроблок |
U660E,
U760E |
Aisin (Toyota/Lexus) | 2006-н.в. | 6 |
Гидроблок |
Любая маркировка (BJFA, M8SА..) |
Honda | 2002-2019 | 5 |
Гидроблок, расположенный внутри механической части АКПП + дополнительные соленоиды на корпусе |
5L40E |
GM (BMW) | 1999-2010 | 5 |
Гидроблок |
4T65E |
GM (Volvo) | 1991-2010 | 4 |
Гидроблок |
AL4/DP0, AL8, DP2/DP8 |
Peugeot, Renault, Citroen | 1999-н.в. | 4 |
Гидроблок |
A4CF1, A4CF2 |
KIA,
Hyundai |
2005-н.в. | 4 |
Гидроблок |
F4A42, F4A41 |
Mitsubishi, KIA,
Hyundai |
1997-2005 | 4 |
Гидроблок |
F5A51, А5HF1, А5GF1,A5CF1, A5CF2 |
Mitsubishi, KIA,
Hyundai |
2005-2011 | 5 |
Гидроблок |
A6LF1/2/3, A6MF1/2/3, A6GF1 |
Mitsubishi, KIA,
Hyundai |
2009- н.в. | 6 |
Гидроблок |
4HP.. |
ZF | 1983-2000 | 4 |
Гидроблок |
5HP.. | ZF | 1991-1999 | 5 |
Гидроблок |
RE5R05A | Jatco (Nissan/Infiniti) | 2002-2007 | 5 |
Гидроблок |
Как видно из таблицы, любая 4-ступ. АКПП имеет гидроблок. 5-6-ступ. АКПП могут оснащаться как гидроблоком, так и мехатроником. 6-ступ АКПП GM оснащены блоком соленоидов. 7-8-9-ступ. АКПП, как самые современные, в большинстве случаев, уже оснащаются мехатроником. Мехатроник является атрибутом современных АКПП (с середины «нулевых» годов и новее) с количеством передач от 6 и более. Конструкция с обычным гидроблоком постепенно уходит в прошлое. На смену гидроблоку приходит мехатроник (гидроблок + блок управления).
Основные неисправности АКПП
Как правило, на пробеге 100-200 тыс. км. в условиях пробок Москвы/СПБ выходит из строя гидравлическая часть АКПП — гидроблок. Реже – гидротрансформатор.
В среднем, на пробеге 200-350 тыс. км. выходит из строя механическая часть АКПП.
Ресурс всей АКПП при правильной эксплуатации и соблюдении регламентов технического обслуживания в среднем составляет 300-400 тыс. км. пробега.
Типовой (среднестатистический!) сценарий жизненного цикла обычной АКПП:
- на пробеге в 150 тыс. км. выходит из строя гидроблок, или гидравлическая часть мехатроника (в зависимости от конструкции конкретной АКПП);
- гидроблок снимается отдельно от АКПП, успешно ремонтируется и служит как новый еще 100-150 тыс. км.;
- ближе к 250-300 тыс. км. пробега отремонтированный гидроблок исчерпывает свой ресурс + выходит из строя механическая часть АКПП (фрикционы, планетарки…) – вся АКПП в целом «умирает».
Для предварительной оценки неисправности АКПП в рамках конкретной маркировки коробки (например, 4-ступ. АКПП AL4) необходима следующая информация (все это относится и к другим типам АКПП: роботам и вариаторам):
— Симптомы неисправности;
— При каких условиях наблюдаются симптомы: на прогретой, и/или на холодной АКПП;
— Состояние масла в АКПП (трансмиссионной жидкости): наличие/отсутствие стружки и запаха гари, цвет масла;
— Пробег автомобиля.
По совокупности собранной информации можно достаточно точно сделать прогноз о том, какой узел АКПП неисправен: неисправен гидроблок/мехатроник, неисправна механическая часть, неисправна электрика АКПП, либо комбинации неисправности, либо вообще все вместе.
Таблица 2. Симптомы неисправности «классических» АКПП
Неисправность |
Симптомы |
Вариант решения |
Гидроблок, гидравлическая часть мехатроника |
Рывки, пинки при переключении передач и переключении селектора КПП. Наблюдаются преимущественно на прогретой АКПП. Редко – на холодной АКПП. |
Ремонт |
Гидротрансформатор |
Вибрации, гул. | Ремонт |
Блок управления, плата (электронная часть мехатроника) | Ошибки, аварийный режим, отказ в движении. |
Ремонт, замена на б/у, или новый |
Механическая часть |
Рывки, пинки при переключении передач и переключении селектора КПП. Наблюдаются преимущественно на холодной АКПП, либо и на холодной, и на прогретой АКПП. Пробуксовки. Хрусты, шумы, удары. Отказы в движении. Потери передач. |
Ремонт |
Электрическая часть |
Ошибки, аварийный режим | Ремонт |
Селектор КПП | Ошибки.
Пропадает, либо неправильно отображается индикация передач |
Ремонт, замена на б/у, или новый |
Анализ состояния масла в АКПП
Состояние трансмиссионной жидкости – это простой и наглядный ориентир, по которому можно судить о состоянии любой АКПП. Как анализ крови у человека.
По состоянию масла можно определить состояние механической части АКПП.
Таблица 3. Оценка состояния масла в АКПП
Состояние масла |
Состояние АКПП |
Состояние нового масла: по прозрачности и цвету |
Механическая часть АКПП в полном порядке. Если присутствуют какие-либо симптомы, то они не связаны с неисправностью механической части, либо вообще не связаны с АКПП. |
Масло чуть темное, стружка отсутствует |
Имеется естественный допустимый износ АКПП и масла в рамках эксплуатации. Механическая часть АКПП не требует ремонта. Если присутствуют какие-либо симптомы, то они не связаны с неисправностью механической части, либо вообще не связаны с АКПП. |
Масло черное, стружка отсутствует |
В механической части изношены фрикционы – от них отслоился фрикционный слой и попал в масло, вызвав его почернение. Механическая часть АКПП требует ремонта. Как минимум, нужно менять комплект фрикционов. Состояние всей остальной механики (валов, шестерней, планетарок…) пока под вопросом. Потребуется снимать АКПП и выполнить дефектовку. |
Масло черное со стружкой: есть стружка в поддоне и/или магнитных уловителях поддона |
Механическая часть АКПП требует ремонта. Нужно менять комплект фрикционов и «железо». Точное состояние всей механической части пока под вопросом. Потребуется снимать АКПП и выполнить дефектовку. После дефектовки точно определится перечень неисправных деталей |
Ремонт гидроблока и гидравлической части мехатроника.
Почти все гидроблоки успешно ремонтируются.
Исключение – 5-ступ. АКПП Aisin AW55-50SN, AW55-51SN. На российском рынке это преимущественно автомобили Opel, Volvo. Данные гидроблоки меняются на новые, поскольку ремонту не подлежат. Технически попытаться отремонтировать их можно, но ресурс будет совершенно непрогнозируемым и минимальным (от нескольких недель, до нескольких месяцев).
Также вероятность ремонта 50/50 у гидроблоков Toyota U660, U760. Поэтому клиентам рекомендуется установить новый гидроблок, чтобы «поставить-и-забыть».
Все остальные гидроблоки и гидравлические части мехатроников (далее просто «гидроблок») успешно подлежат ремонту.
После ремонта ресурс гидроблока не отличается от ресурса нового агрегата.
Основной симптом, по которому можно легко определить неисправность гидроблока – рывки/пинки при прогретой АКПП («на горячую»).
Важно учитывать и другие факторы: пробег и состояние масла в АКПП.
Как уже было отмечено, неисправность гидроблока проявляется на пробеге 100-200 тыс. км. Центр колебаний пробега, при котором ломаются гидроблоки – это 150 тыс. км. Это его средний ресурс на современных АКПП.
Гидроблок может выйти из строя и при чистом масле, без наличия стружки в АКПП.
Но при наличии стружки от механической части гидроблок выходит из строя за самое непродолжительное время. Стружка забивает все клапаны и каналы в гидроблоке. Отсюда выводы:
— если масло в АКПП в рабочем состоянии + есть симптомы неисправности гидроблока+ пробег 100-200 тыс. км. = потребуется ремонт гидроблока;
— если есть симптомы неисправности гидроблока + масло в АКПП черное и со стружкой = ремонт гидравлики (гидроблока, бублика) и механической части АКПП;
Но это пусть и наиболее вероятная, но все-таки предварительная оценка.
Для точной оценки всегда требуется первичная диагностика АКПП в профильном техцентре!
Ремонт гидротрансформатора («бублика»)
Для ремонта гидротрансформатора необходимо:
- Демонтировать АКПП;
- Снять с АКПП гидротрансформатор;
- Выполнить ремонт гидротрансформатора: разрезать, отремонтировать, заварить;
- Установить все обратно.
Ремонт гидротрансформатора, в силу специфики ремонта, обычно выполняется в специализированных компаниях. То есть техцентр по ремонту АКПП отвозит бублик подрядчику. В нашем техцентре есть оборудование и специалисты для ремонта бубликов. Никуда ничего отвозить не нужно, что сокращает сроки ремонта АКПП. Это дополнительное преимущество для клиента.
Обычно бублик ремонтируется вместе с механической частью АКПП, поскольку стружка от неисправной механики сыпется в гидроблок и бублик. Это происходит из-за того, что в «классической» АКПП все узлы находятся в одной полости и в одной «масляной ванне». Поэтому стружка от «железа» механической части попадает в масло и разносится по всей коробке. Стружка попадает в гидроблок/мехатроник и гидротрансформатор, выводя их из строя.
Даже если гидротрансформатор не вышел из строя и не «наелся окончательно стружки», его все равно промывают и ремонтируют в рамках капремонта АКПП, или частичной переборки механической части. Это связано с тем, что:
— Неисправность механической части означает наличие продуктов износа, которые в том или ином объеме попали и в гидротрансформатор;
— АКПП все равно уже демонтирована с автомобиля, поэтому заодно решают вопрос и с гидротрансформатором, чтобы к этому больше не возвращаться;
— Ремонт гидротрансформатора недорог в сравнении с общим ремонтом АКПП. Например, стоимость ремонта снятого бублика на большинство АКПП составляет 4-12 тыс. руб + с/у АКПП 9 тыс. руб. То есть в ряде случаев снять/поставить коробку для ремонта бублика стоит дороже ремонта самого бублика.
Ремонт блока управления, платы, электронной части мехатроника.
Далее будет обозначаться просто «плата».
Основные симптомы неисправности платы:
— Электронные ошибки (например, «Нет связи с блоком управления»)
— Ошибки на панели приборов;
— «Аварийный режим»;
— Отказы в движении.
Варианты решения:
— Ремонт платы;
— Замена на контрактную плату (то есть б/у);
— Замена на новую плату.
Распространенность того или иного решения зависит от конкретной АКПП. Как правило, плата либо ремонтируется, либо меняется на контрактную. Это связано с тем, что новая плата либо очень дорого стоит, либо не продается отдельно и идет только в составе мехатроника в сборе.
После замены платы на новую, или б/у для корректной работы АКПП необходимо выполнить процедуру прошивки платы. Варианты прошивки:
— Прошивка по VIN-номеру автомобиля;
— Прошивка путем «перезаливки» программного обеспечения (ПО) с неисправной платы. Для этого, понятное дело, нужна «родная плата» с автомобиля.
Варианты прошивки зависит от конкретной АКПП.
Для осуществления технической возможности прошивки техцентр должен обладать специализированным оборудованием, квалифицированным специалистом и широким набором программного обеспечения (покупается у производителя отдельно).
В наших техцентрах есть все для выполнения прошивки на подавляющее большинство плат. Все сказанное относится и к платам на вариаторы и роботы.
Ремонт селектора КПП
Основные симптомы неисправности:
— Электронные ошибки;
— Ошибки на панели приборов;
— Некорректная индикация передач на панели приборов;
— Отказы в движении.
Технически выходят из строя:
— Кулисы;
— Ингибиторы (датчики положения селектора);
— Соленоиды переключения селектора (для авто с джойстиками и шайбами вместо обычного рычага переключения).
Варианты решения:
— Ремонт селектора;
— Замена на новый селектор
— Замена на селектор б/у.
Поломки селектора случаются гораздо реже поломок гидравлики и механики.
Все сказанное выше также относится к селекторам для вариаторов и роботов.
Ремонт электрики АКПП
Основные элементы: датчики, жгут проводов (коса), фишки, коннекторы.
Основные симптомы неисправности — электронные ошибки.
Если элементы находятся на корпусе АКПП (например, некоторые датчики), то для их замены не требуется ничего снимать и разбирать.
Если элементы находятся внутри АКПП (например, жгут проводов), то для их замены нужно снимать и разбирать трансмиссию.
Все сказанное выше также относится к электрике для вариаторов и роботов.
Неисправности корпуса АКПП
Корпус повреждается либо после ДТП, либо вследствие износа механической части АКПП – чаще всего, подшипников по корпусу.
Корпусные элементы, либо корпус целиком, как правило, берутся от контрактных коробок-доноров. Реже – покупаются новыми; например, крышка корпуса АКПП U660/760.
Замена корпуса и корпусных элементов – это процедура, выполняемая в рамках полной переборки АКПП с заменой прокладочного комплекта — всех уплотнений, прокладок, сальников, резинок.
Если не заменить прокладочный комплект, то АКПП после сборки на старые уплотнительные элементы утратит герметичность и появятся течи из коробки. Все уплотнения – одноразовые, поэтому разобрав АКПП, потребуется новый комплект уплотнений для последующей сборки.
Вопросы неисправности и замены корпусных элементов равным образом применимы и для других типов АКПП — вариаторов и роботов.
Неисправности механической части АКПП
Точный перечень неисправных деталей определяется после дефектовки АКПП. Большинство запчастей меняются на новые.
Запчасти, которые новыми не продаются, меняются на контрактные от коробок-доноров. Распространенный пример – дифференциалы, корпус АКПП. В качестве доноров выступают гарантийные АКПП – коробки с минимальным пробегом (10-30 тыс. км.), списанные дилером в рамках гарантии.
Специализированный техцентр всегда должен иметь запас коробок-доноров для поддержания минимальных остатков тех запчастей, которые не продаются новыми.
Наши техцентры имеют такой запас на подавляющее большинство позиций.
Все ремонты механической части сопровождаются полным разбором АКПП с заменой прокладочного комплекта — всех уплотнений, прокладок, сальников, резинок.
Обзоры классических АКПП представлены на нашем сайте:
раздел Классические акпп
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
ремонт вариаторов в москве ремонт вариаторов в спб ремонт акпп москва ремонт дсг в москве ремонт акпп спб ремонт дсг спб