Вариаторы. Общая информация
Производители
Таблица 1. Основные производители вариаторов
Производитель |
Маркировка АКПП |
Jatco/Nissan | JF010E, JF011E,
JF015E, JF016E, JF017E, JF018E |
Audi | 01J, 0AW |
Toyota | К310, К311,
К312, К110, К111, К112… |
Mercedes-Benz | 722.8 |
Помимо этого, на рынке России представлены вариаторы Honda, Subaru.
Особенности конструкции
Подавляющее большинство вариаторов оснащены ремнем. Исключения – это вариаторы с цепью:
— Audi 01J, 0AW;
— Jatco/Nissan JF017E, JF018E;
— Вариаторы Subaru.
Вариаторы преимущественно имеют внешний блок управления. Платой оснащены вариаторы Audi 01J, 0AW и Mercedes-Benz 722.8.
Как и обычные АКПП, вариаторы имеют гидравлическую, электрическую и механическую часть.
Основные компоненты – это шкивы (конусы) с ремнем, гидротрансформатор, гидроблок/мехатроник, насос, стартовый пакет с планетарным редуктором, дифференциал, фрикционы, подшипники.
Неисправности вариатора
Средний ресурс вариатора до первых поломок в условиях пробок мегаполисов составляет 130-150 тыс. км. пробега.
Современные вариаторы гораздо более чувствительны к нагрузкам, перегреву и качеству масла, чем обычные АКПП.
Чем меньше и легче автомобиль, тем меньше нагрузка на вариатор. Поэтому на компактных автомобилях (Mitsubishi Lancer) и малолитражках (Honda Jazz) вариаторы служат больше всего – по 250-350 тыс. км. пробега и более, что приближает их к ресурсу обычных АКПП.
На больших автомобилях (Nissan Murano, Nissan Teana, Nissan Pathfinder, Infiniti JX/QX60) в условиях пробок ресурс вариатора может не превышать 100-150 тыс. км. пробега.
Причинно-следственная связь поломки вариатора:
- перегрев АКПП
- подклинивание насоса
- неправильная работа шкивов и ремня
- образование продуктов износа (стружки от шкивов и ремня, фрикционов)
- выход из строя большинства узлов/агрегатов вариатора.
То есть в первую очередь, при нагрузках и перегреве вариатора неисправности подвергается его насос. Все дальнейшие разрушения коробки являются уже следствием.
Основные симптомы неисправности вариаторов:
— Толчки, рывки,
— Вибрация;
— Плавают обороты;
— Шум.
Если начинает пробуксовывать ремень, то симптомы будут следующие: вибрации, дрожь при старте движения, плавают обороты, провалы в движении.
Если автомобиль просто остановился и не едет ни вперед, ни назад – это верный признак обрыва ремня. Это уже крайняя стадия неисправности вариатора.
Диагностика вариатора
Первый этап диагностики вариатора – компьютерная диагностика.
Если неисправен мехатроник/гидроблок, то будут появляться ошибки по потере/снижению давления.
Если ошибок нет, тогда берется проба масла. В вариаторе имеются фрикционы, которые будучи подожжёнными, дадут запах горелого масла. Оценивается количество стружки в масле. Обилие стружки в поддоне свидетельствует о необходимости серьезного ремонта вариатора. Если стружки много, тогда уже надо снимать и разбирать вариатор. Поэтому по состоянию масла можно довольно точно оценить предстоящий объем работ по ремонту.
После дефектовки оценивается точное состояние ремня и шкивов.
В общем, после первичной диагностики вариатора можно определить:
— неисправность конкретного узла: гидроблока, стартового пакета, насоса, подшипников, ремня и шкивов;
— объем работ по ремонту: небольшой/частичный ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт.
Особенности ремонта вариаторов
На обычных АКПП первая поломка – это, как правило, только гидроблок. На роботах – это мехатроник, или сцепление. То есть, эти типы коробок выходят из строя поэтапно, отдельными узлами. Для вариаторов же, в силу их конструкции, большинство всех ремонтов – это полная переборка.
Случаи частичного ремонта вариаторов:
— Неисправность гидроблока. Симптомы: рывки/пинки при прогретой АКПП;
— Неисправность стартового пакета. Симптомы: шум, рывки/пинки и пробуксовки при старте движения и остановке;
— Неисправность подшипников. Симптом – посторонний шум из АКПП.
В процессе дефектовки АКПП оценивается состояние ремня/цепи, ведомого и ведущего шкивов.
Ремень/цепь при малейших задирах идет под замену.
Если шкивы в нормальном состоянии (имеется небольшой износ) – они подвергаются процедуре шлифовки. Если шкивы имеют критичные задиры, то приходится отправлять шкивы под замену.
Техцентр всегда должен иметь запас б/у шкивов для использования при ремонте. Когда шкивы вариатора клиента сильно изношены и не подлежат шлифовке, техцентр использует уже заранее подготовленные и отшлифованные шкивы с АКПП-доноров.
Типовой ремонт вариатора:
— Ремонтируется гидроблок, гидротрансформатор, насос, плата (на вариаторах Audi 01J, 0AW);
— Шлифуются конусы;
— Подлежат замене: ремень, подшипники, фрикционы;
— Меняются расходные материалы: масло, фильтр, прокладочный комплект.
После ремонта в вариаторе по новым установленным запчастям идет притирка материалов. Через 1000-1500 км пробега следует выполнить гарантийную замену масла для удаления продуктов износа в рамках такой конструктивной притирки.
Ремонт корпуса, механической части, селектора и электрики вариаторов аналогичен ремонту на «классических» АКПП.
Обзоры конкретных моделей вариаторов представлены на нашем сайте:
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
ремонт акпп москва ремонт вариатора ремонт акпп спб ремонт вариаторов в москве ремонт вариаторов в спб ремонт вариаторов Ниссан ремонт вариатора Ауди ремонт вариатора митсубиси ремонт вариаторов инфинити ремонт вариатора тойота