8-ступ. АКПП ZF 8HP51 (GA8X51CZ) BMW X3. Неисправности, ремонт и обслуживание.
На обзоре 8-ступенчатая трансмиссия ZF 8HP51 с автомобиля БМВ Х3 2.0d 2019 года и пробегом 150 тысяч километров.


Общие обзоры «восьмиступок» ZF уже есть на нашем сайте: 8HP70 Dodge RAM, 8HP70 Haval H9, 8HP70 (GA8HP70Z, 870RE, ODR), 8HP55 Audi Q5, ZF 8HP65, ZF 8HP45 Общий обзор, ZF 8HP45, 8HP70. Общий обзор

Здесь рассмотрим результаты первичной диагностики, дефектовки и ремонта.
Диагностика ZF 8HP51.
Основная жалоба клиента – при остановке автомобиля, будто в догонку, происходит сильный толчок.

По электронной диагностике ошибок нет. Трансмиссионная жидкость – с пудрой и металлическим отливом.

состояние масла в поддоне

Поэтому с клиентом решено снимать АКПП для определения того, что в ней вышло из строя и что дало такую пудру. Отталкиваясь от результатов диагностики, будет определяться состав ремонта трансмиссии.

Результаты дефектовки.
Итак, что было обнаружено. При съеме мехатроника на обеих уплотнительных трубках очень много металлической пудры.

уплотнительная трубка
В поршне сильно разбило возвратную пружину. Но поршни – это расходник, и они меняются по умолчанию. Очень много пудры в барабане. Он, своего рода, центрифуга, поэтому на стенках барабана осаждается много грязи.

поршень
Прямо горелых фрикционных дисков нет, но они все слегка подогретые. Ну и плюс пробег 150 тысяч, поэтому фрикционы будем обновлять.

фрикционы
По втулкам есть износ –в валах имеются небольшие люфты. Втулки надо будет тоже поменять.
Откуда взялась эта пудра?

Гидротрансформатор мы вскрыли – там, где находится пружина разбило демпферный узел.

демпферный узел гидротрансформатора
Этими продуктами износа побило реакторное колесо. Ремонту после таких разрушений он уже не подлежит. Чтобы восстановить «бублик», будем покупать донор и восстанавливать: из двух собирать один.

гидротрансформатор
Отсюда и большое количество пудры. Она оседает в гидроблоке.

мехатроник: гидроблок + ЭБУ
Гидроблок ZF 8HP51.
Поскольку данный автомобиль европейской сборки, найти комплект соленоидов для этого гидроблока по наличию – очень большая редкость.
Дефицитная позиция из-за того, что автомобиль пригнан из Европы. У них по комплектации коробки чуть отличаются от сборки, допустим, на Россию. На те машины, что собирались у нас, по наличию имеются все соленоиды комплектами. А вот соленоиды для АКПП, что собирались на Европу, отличаются. Они имеются в наличии, но далеко не во всех магазинах и не всегда. Если фрикционы, поршни и все прочее пересекается с нашими сборками, то по гидроблоку есть отличие.
Раньше на коробках ZF 6HP, например, не было таких моментов, чтобы соленоиды были какие-то другие. А вот начиная с линейки 8HP «нарисовалась» такая сложность. Не исключено, что еще это может быть связано с тем, что ZF начали собирать трансмиссии на китайский рынок.
А если так глубоко не копать и поставить соленоиды не для европейского рынка, а другие – они сюда подойдут? Не подойдут. Воткнуть в гидроблок их можно, но калибровка у соленоидов своя. Как вся коробка поведет себя на «неродных» соленоидах, мы не экспериментировали, но с высокой вероятностью будет некорректное переключение передач.
Здесь все соленоиды будут меняться с комплектом. На ZF были случаи, когда пробовали прокатывать соленоиды, либо ставить б/у. На стенде они показывают себя хорошо, все по ним нормально, стенд отрисовывает корректный график. Однако машина после сборки на них пинается. Придется либо долго «выкатывать» коробку, либо она вообще не выкатывается. А восстановить «штатные» соленоиды? Тут тоже проблемка: конструкция у них такая, что разобрать их аккуратно еще получится, а вот собрать уже тяжело.
Гидроплиту нужно вскрывать, притирать клапаны, в случае сильных повреждений – менять их. Механические клапаны есть в продаже.

гидроплита
Гидротрансформатор ZF 8HP51.
Выше мы отметили, что «бублик» восстанавливать не будем, потому что ремонту он не подлежит.
В данный момент, именно вот этих металлических запчастей, которые поразбивало, в наличии новых нет. Соответственно нужен донор – будет покупаться другой гидротрансформатор. «Бублики» для европейцев тоже свои, как соленоидами? Нет. Они пересекаются, то есть, «по внутрянке» можно собрать из двух один.
Механическая часть.
Планетарные редукторы в порядке, эти коробки редко по ним «болеют». Были случаи, конечно, когда они выходили из строя, но это прямо единичные примеры. Надо, так скажем, сильно постараться, чтобы вышел из строя планетарный ряд.

планетарный ряд

Барабаны без повреждений. Случается, что у ZF набивает алюминиевые барабаны. Тут набило только поршень. Но поршни в любом случае будем менять.
Насос тоже «живой». Выработки в нем нет. Хотя нередко алюминиевую часть насоса «выжирает» полностью. В случае неисправности эти насосы меняются.

насос
Ступица насоса целая. Привод у насоса цепной. Насос увели в сторону, чтобы изменить размеры трансмиссии.

ступица насоса
По корпусу нареканий нет. Разрушение корпусных элементов возможно, если оборвет кардан и ударит им по АКПП. Либо другие внешние факторы: ДТП и механические повреждения. Но ДТП должно быть очень серьезное, чтобы достать до коробки.
По электрике, датчикам и проводке все в порядке. Если неисправности и появятся, то на больших пробегах.
Замена масла в АКПП ZF 8HP51.
После ремонта в сухую коробку готовим в районе 10 литров трансмиссионной жидкости. Чтобы сделать частичную замену потребуется 5 литров масла.
Здесь, как принято на ZF, применяется фильтр-поддон. Менять ли его при каждой замене масла? Вообще желательно делать это каждые 40 тысяч км. пробега – менять масло и фильтр.

фильтр-поддон
Но поскольку оригинальные расходники недешевые, то можно смотреть по состоянию масла. Если масло в нормальном состоянии – пусть и чуть перегретое от ресурса – но если оно чистое, то можно менять фильтр раз в две замены – каждые 80 тыс. км. пробега. Если же масло грязное, то каждые 40 тысяч.
Прокладки поддона в продаже имеются. Можно поменять прокладку отдельно. Смотрим ее состояние при каждой замене масла.
Ресурс ZF 8HP51.
В среднем, «восьмиступки» ZF в московском городском режиме начинают приезжать в сервис с первыми поломками после 200 тыс. км. Если автовладелец «вжаривает», то приедет уже после 100 тысяч пробега.
В данной трансмиссии пробег 150, и гидротрансформатор уже развалился. Но хозяин машины – молодой парень. Думаем, что манера езды могла быть агрессивной. По характеру поломок склонны думать, что все-таки здесь всему виной спортивная езда. Потому что в первую очередь вышел из строя бублик. Демпфирующий элемент гасит нагрузочные колебания. Если срываться с места, то первый, кто попадает «под раздачу» это как раз-таки он. Плюс для дизельных двигателей нагрузка на «бублик» довольно высокая, в сравнении с «бензинками». Потому что крутящего момента у дизеля больше, и нагрузку АКПП испытывает больше.

В общем, агрессивная езда и дизельный мотор послужили факторами сокращения ресурса. Между тем бензиновый мотор тоже можно «убить» трансформатор, это не проблема, особенно если объемы двигателя большие.

Модификации.
В чем отличия этих коробок для бензинового и дизельного двигателей разных объемов? Может быть отличие по соленоидам, количеству фрикционных дисков в пакетах. Чем мощнее двигатель, тем обычно больше фрикционов, либо больше габариты самой трансмиссии. Соответственно и фрикционные, и стальные диски будут больше. Чем больше площадь соприкосновения фрикционного диска, тем большую нагрузку он может выдержать. Поэтому трансмиссии, одинаковые по маркировке, но с разных объемов двигателей, могут иметь в одном пакете 5 фрикционных дисков, а для коробки с меньшим объемом двигателя их будет 3.
Также производители «играют» формами барабанов, либо высотой поршня, либо нарезкой под стопорное кольцо в своем месте, чтобы как раз компенсировать изменения по количеству фрикционов. Кроме того, вводят отличия по толщине стального диска и фрикционных дисков.

Ремонт АКПП ZF 8HP51.
Соленоиды меняем, гидроплиту восстанавливаем.
Электронный блок управления тут в порядке, ошибок по нему не было, поэтому мы его оставляем. Если бы он вышел из строя, то берем ЭБУ с контрактной коробки-донора? Либо в продаже есть новые блоки.
Гидравлическая часть мехатроника (гидроблок) тоже отдельно есть в продаже, но это как минимум раза в два и более дороже, чем ее ремонтировать.
По кинематической части, по «железу» все в наличии есть: фрикционы, поршни, втулки, прокладочные комплекты, фильтры. По большому счету, именно по механической части, все модели 8НР пересекаются.
Средние сроки ремонта надо закладывать в районе недели. Это из-за поиска и покупки гидротрансформатора. По запчастям на саму трансмиссию все в наличии. По соленоидам сроки поставки — пара дней под заказ. Если бы все было в наличии, то за 3-4 дня эту коробку можно починить.

При соблюдении всех рекомендаций гарантия на ремонт – 1 год без ограничения пробега. Здесь ремонт выполняется не под полную гарантию. Для клиента ремонт довольно-таки дорогостоящий, поэтому согласовали сокращенную гарантию: что-то из запчастей будем смотреть по «бэушке», что-то оставлять.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, а лучше звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

