8-СТУП. АКПП AISIN UA80F Toyota Highlander

8-СТУП. АКПП AISIN UA80F Toyota Highlander

29.05.2024 Все статьи Классические АКПП 0

Продолжаем разбираться с 8-ступенчатыми АКПП Aisin. У нас уже есть обзор близкой по компоновке 8-ступ. АКПП GA8Q45CW с автомобиля Peugeot Traveller, U881F (TG-81SC) с Lexus RX350 и 845AHA с Chery Exeed RX.

UA80F-стол

 

Сегодня рассмотрим UA80F с автомобиля Toyota Highlander 2020 г и пробегом 231 000 км.

UA80F-кузов

 

Обсудим конструкцию, основные неисправности, симптомы проявления поломок, вопросы обслуживания, эксплуатации и ремонта.

UA80F-салон

 

Трансмиссия UA80F устанавливается c 2021 года на автомобили:

— Toyota: Alphard 3 (AH30), Alphard 4 (AH40), Highlander 3 (XU50), Highlander 4 (XU70), Grand Highlander 1 (AS10), Sienna 3 (XL30);

— Lexus: NX350 2 (AZ20), RX350 5 (AL30).

 

 

Конструкция.

Это классический 8-ступенчатый «автомат» для поперечного расположения мотора производства Aisin совместно с Тойотой. На нашем рынке появился примерно в 2018-2019 годах. Конструкция типовая: набор фрикционных дисков, барабанов, планетарных рядов, гидроблок, гидротрансформатор. Гидроблок – обычный, без электронного блока управления на борту.

UA80F-селектор

 

По конструкции ближайший аналог – 6-ступенчатые АКПП Aisin TF-80SC и 09G. Из изменений: передний планетарный редуктор с входным валом и корзина К3. В нее добавлен пакет К4.

На более ранних версиях «8-ступок» Aisin, например, на Peugeot Traveller стоял алюминиевый барабан. В данном случае барабан стоит железный. Тем самым, исключен момент износа барабана фрикционами и стальными дисками. Это положительно скажется на надежности агрегата.

Слабое место — центральный подшипник, как это было на U660, Aisin перенес на центральную ступицу.

Насос – выносной шестеренчатый с прикрученным к нему фильтром. Изготовлен из алюминия. Он отведен от системы наполнения блокировки. Из-за этого в него попадает меньше стружки от неисправного гидротрансформатора.

UA80F-насос

насос

 

Основные неисправности.

В первую очередь, это гидроблок.

UA80F-гидроплита

гидроблок

Из-за перегревов и жесткой эксплуатации начинает дубеть поршневая группа. Это приводит к пропускам по давлению.

UA80F-вал-поршень-барабан

 

Дубеют и крошатся пластиковые вошеры.  Опять же из-за перегрева. При разрушении вошеров нарушаются зазоры, соосность и смазка планетарного ряда.

UA80F-вошер

вошер

Вошеры обычно в АКПП находятся между трущимися деталями. Также за счет канавки идет подача масла в труднодоступные места сателлитов планетарных редукторов. То есть центробежной силой в сателлиты загоняется масло по местам трения: в шайбы и игольчатые подшипники.

Есть «болячка» по центральному суппорту – откручивается гайка и разбивает подшипник. Продукты износа подшипника разносятся по всей коробке. Итог — полная «капиталка» АКПП.

UA80F-суппорт

центральный суппорт

Как и на многих «Айсинах» есть проблемы с износом шайб на сателлитах «планетарок». По примеру 09G, шайбы стачивает, и шестерня начинает люфтить. В дальнейшем разбивает пальцы и весь планетарный ряд.

UA80F-шайба

шайба на сателлите

 

Гидроблок.

СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОБЛОКА:

  • Рывки/пинки при переключении передач;
  • Рывки/пинки при переключении селектора КПП;
  • Небольшие пробуксовки.

Данный симптомы наблюдаются преимущественно на прогретой коробке.

UA80F-гидроблок

 

Средний ресурс гидроблока по пробкам Москвы – от 100-150 тыс. км. пробега. Если за коробкой следить, не нагружать и не перегревать ее, то пробег до первых поломок будет гораздо больше.

Гидроблок подлежит ремонту. Запчасти есть в наличии.

Соленоиды восстанавливаются. Новых соленоидов пока в продаже нет, поэтому берутся доноры.

UA80F-соленоиды

соленоиды гидроблока

Ресурс гидроблока после ремонта – как у нового агрегата.

На гидроблоке расположены датчики скорости. На «Айсинах» ошибки по этим датчикам бывают довольно редко.  

 

Гидротрансформатор.

СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА:

  • Вибрации;
  • Автомобиль глохнет при включении селектора КПП в положение D и R.

Средний ресурс по пробкам – 150-200 тыс. км.

Гидротрансформатор страдает из-за проблем с центральным суппортом – в него сыпется стружка от подшипника. В сильно запущенных случаях гидротрансформатор может не подлежать восстановлению. Вопрос решается покупкой б/у гидротрансформатора и его последующим ремонтом.

 

Механическая часть АКПП.

При износе поршневой группы будут наблюдаться пробуксовки при переключении передач. Преимущественно на холодной трансмиссии.

Износ планетарных рядов и подшипников сопровождается хрустами и шумами.

UA80F-планета

планетарный ряд

 

Сами планетарный ряды крепкие, но не забываем про слабое место – шайбы.

Втулки со временем тоже будут подвержены износу. Но это уже больше естественный износ на пробегах более 200 000 км. Сами по себе они вряд ли будут выходить из строя.

Дифференциал в UA80F довольно массивный. Проблем с ним не возникает.

UA80F-диф

дифференциал

 

По корпусу пока нареканий нет. Возможно, появятся неисправности с задней частью корпуса, связанные с износом тефлоновых колец.

UA80F-пупсик-в-корпусе

Хотя есть и улучшение в этой части корпуса уже идет подшипник, а не втулка, как на 09G.

UA80F-корпус

корпус

Насос довольно-таки крепкий и из строя сам по себе не выходит. Только если наестся стружки от гидротрансформатора.

 

Результаты дефектовки.

Автомобиль привезли в наш техцентр без движения. Взяв пробу масла в рамках первичной диагностики, установили, что оно черного цвета с запахом гари.

После разбора АКПП обнаружены сгоревшие пакеты К3 и К4. Поршни целые, но задубевшие. Пробег в 230 000 км. уже дал о себе знать.

Требуется замена поршней, прокладочного комплекта с вошерами. Новые вошеры имеют бежевый цвет. Изношенные — желтый.

Выкрутилась гайка центральной шестерни. Резьба тут идет на алюминии и работает с железной гайкой. Это и дало разницу в расширении металлов при нагреве. В общем, гайка была скручена и побила подшипник.

Гидроблок будет вскрываться и смотреться на износ по клапанам. Плита будет вакуумироваться. Соленоиды — прокатываться на стенде. По умолчанию будет заменен соленоид — регулятор давления блокировки гидротрансформатора. В общем, штатный ремонт гидроблока.

Поскольку автомобиль поступил в сервис уже без движения, то проверить работу датчиков входных-выходных оборотов нельзя. Будем тестировать их уже после сборки АКПП и установки ее на машину.

UA80F-датчик-стружка

датчик скорости

На гидротрансформаторе разлетелся узел блокировки. Фрикционы в нем очень сильно повреждены – буквально сгорели. «Бублик» был аж синего цвета от перегрева.

Гидротрансформатор пойдет под замену, поскольку восстанавливать в нем нечего.

Планетарные ряды – «живые», все шайбы на месте.

На старых версиях АКПП Aisin на сателлитах было по две шайбы: металлическая и бронзовая. Они служили хорошо. Но как только планетарные ряды пошли с одной бронзовой шайбой – их начало выгрызать. Примеры: третья генерация 6-ступ. АКПП 09G и TF-72.

Втулки в коробке целые. На Aisin разрушение втулок – редкость. Бывает, что они просто потертые. Но при переборке трансмиссии, чтобы в нее больше уже не лезть, втулки будут заменены комплектом.

Дифференциал – целый. К поломкам не склонен.

Корпус – без повреждений.

UA80F-стол-торец

 

АКПП б/у.

Пока коробки UA80E, UA80F еще относительно новые. Поэтому вероятность купить б/у АКПП в нормальном состоянии довольно высока. Но, как и с любой коробкой-автомат, состояние конкретной трансмиссии – это лотерея. Также, учитывая новизну данных моделей, по бюджету контрактные (б/у) АКПП совсем не дешевые.

UA80F-бирка-2

 

После покупки коробки нужно заправить ее маслом. Прошивку ЭБУ делать не требуется. Можно сделать сброс адаптации, но это дело добровольное. Коробка самоадаптивна.

UA80F-бирка-3

 

Обслуживание АКПП UA80F.

Как и на большинстве АКПП, регламенты замены трансмиссионной жидкости стандартные:

— первые две замены производить не реже, чем каждые 60 тыс. км. пробега;

— последующие замены: каждые 35-40 тыс. км. пробега.

Первые две замены масла можно сделать полными. Последующие – только частичная замена.

Для частичной замены потребуется около 4 л масла. Под полную замену нужно готовить порядка 12 – 15 л.

Фильтр в коробке внутренний, меняется только при полной переборке АКПП.

UA80F-фильтр

фильтр

 

Поддона нет, есть боковая крышка.

Если автомобиль эксплуатируется в жёстких условиях, то масло рекомендуется менять почаще.

Трансмиссионное жидкость подбирается по допуску. Присутствует широкая гамма аналогов. Если не хотите заморачиваться, то просто лейте оригинал.    

 

UA80F-вывод-на-охл

выводы на охлаждение АКПП

 

Когда вызывать эвакуатор?

Если присутствуют хруст и шумы, сильные пробуксовки, удары при переключении передач и отказы в движении, то настоятельно рекомендуем вызвать эвакуатор. 

Если симптомы связаны с пинками и рывками при переключении передач, что говорит о неисправности гидроблока – можете аккуратно доехать до сервиса своим ходом.

UA80F-руль

 

Диагностика.

Процедура типовая. Выполняется компьютерная диагностика: выявление кодов неисправности и замер давления. Мастер выполняет тест-драйв автомобиля для выявления симптомов неисправности коробки. В рамках механической диагностики берётся проба масла на наличие стружки, запаха гари и цвет.

По результатам диагностики определяется неисправность трансмиссии на уровне узлов: гидроблок, гидротрансформатор, механическая часть.

UA80F-АКПП-и-теплообменник-2

 

Ремонт.

Если не возникает сложностей с запчастями, либо дополнительными работами, то ремонт данной АКПП по времени составляет около четырёх – пяти дней. Гарантия на ремонт – один год без ограничения по пробегу.

Особого дефицита по запчастям нет. Отсутствующие новые запчасти по железу берутся от коробок-доноров. Поэтому для обеспечения ремонта в короткие сроки, техцентр должен запастись соответствующими запчастями.

UA80F-теплообменник

теплообменник АКПП

 

Общие рекомендации.

В первую очередь, это аккуратная езда. Также нужно следить за охлаждением коробки, регулярно чистить радиаторы. Рекомендуется установка дополнительного охлаждения трансмиссии.

UA80F-радиатор

 

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *