8-СТУП. АКПП AISIN UA80F Toyota Highlander
Продолжаем разбираться с 8-ступенчатыми АКПП Aisin. У нас уже есть обзор близкой по компоновке 8-ступ. АКПП GA8Q45CW с автомобиля Peugeot Traveller, U881F (TG-81SC) с Lexus RX350 и 845AHA с Chery Exeed RX.
Сегодня рассмотрим UA80F с автомобиля Toyota Highlander 2020 г и пробегом 231 000 км.
Обсудим конструкцию, основные неисправности, симптомы проявления поломок, вопросы обслуживания, эксплуатации и ремонта.
Трансмиссия UA80F устанавливается c 2021 года на автомобили:
— Toyota: Alphard 3 (AH30), Alphard 4 (AH40), Highlander 3 (XU50), Highlander 4 (XU70), Grand Highlander 1 (AS10), Sienna 3 (XL30);
— Lexus: NX350 2 (AZ20), RX350 5 (AL30).
Конструкция.
Это классический 8-ступенчатый «автомат» для поперечного расположения мотора производства Aisin совместно с Тойотой. На нашем рынке появился примерно в 2018-2019 годах. Конструкция типовая: набор фрикционных дисков, барабанов, планетарных рядов, гидроблок, гидротрансформатор. Гидроблок – обычный, без электронного блока управления на борту.
По конструкции ближайший аналог – 6-ступенчатые АКПП Aisin TF-80SC и 09G. Из изменений: передний планетарный редуктор с входным валом и корзина К3. В нее добавлен пакет К4.
На более ранних версиях «8-ступок» Aisin, например, на Peugeot Traveller стоял алюминиевый барабан. В данном случае барабан стоит железный. Тем самым, исключен момент износа барабана фрикционами и стальными дисками. Это положительно скажется на надежности агрегата.
Слабое место — центральный подшипник, как это было на U660, Aisin перенес на центральную ступицу.
Насос – выносной шестеренчатый с прикрученным к нему фильтром. Изготовлен из алюминия. Он отведен от системы наполнения блокировки. Из-за этого в него попадает меньше стружки от неисправного гидротрансформатора.
насос
Основные неисправности.
В первую очередь, это гидроблок.
гидроблок
Из-за перегревов и жесткой эксплуатации начинает дубеть поршневая группа. Это приводит к пропускам по давлению.
Дубеют и крошатся пластиковые вошеры. Опять же из-за перегрева. При разрушении вошеров нарушаются зазоры, соосность и смазка планетарного ряда.
вошер
Вошеры обычно в АКПП находятся между трущимися деталями. Также за счет канавки идет подача масла в труднодоступные места сателлитов планетарных редукторов. То есть центробежной силой в сателлиты загоняется масло по местам трения: в шайбы и игольчатые подшипники.
Есть «болячка» по центральному суппорту – откручивается гайка и разбивает подшипник. Продукты износа подшипника разносятся по всей коробке. Итог — полная «капиталка» АКПП.
центральный суппорт
Как и на многих «Айсинах» есть проблемы с износом шайб на сателлитах «планетарок». По примеру 09G, шайбы стачивает, и шестерня начинает люфтить. В дальнейшем разбивает пальцы и весь планетарный ряд.
шайба на сателлите
Гидроблок.
СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОБЛОКА:
- Рывки/пинки при переключении передач;
- Рывки/пинки при переключении селектора КПП;
- Небольшие пробуксовки.
Данный симптомы наблюдаются преимущественно на прогретой коробке.
Средний ресурс гидроблока по пробкам Москвы – от 100-150 тыс. км. пробега. Если за коробкой следить, не нагружать и не перегревать ее, то пробег до первых поломок будет гораздо больше.
Гидроблок подлежит ремонту. Запчасти есть в наличии.
Соленоиды восстанавливаются. Новых соленоидов пока в продаже нет, поэтому берутся доноры.
соленоиды гидроблока
Ресурс гидроблока после ремонта – как у нового агрегата.
На гидроблоке расположены датчики скорости. На «Айсинах» ошибки по этим датчикам бывают довольно редко.
Гидротрансформатор.
СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА:
- Вибрации;
- Автомобиль глохнет при включении селектора КПП в положение D и R.
Средний ресурс по пробкам – 150-200 тыс. км.
Гидротрансформатор страдает из-за проблем с центральным суппортом – в него сыпется стружка от подшипника. В сильно запущенных случаях гидротрансформатор может не подлежать восстановлению. Вопрос решается покупкой б/у гидротрансформатора и его последующим ремонтом.
Механическая часть АКПП.
При износе поршневой группы будут наблюдаться пробуксовки при переключении передач. Преимущественно на холодной трансмиссии.
Износ планетарных рядов и подшипников сопровождается хрустами и шумами.
планетарный ряд
Сами планетарный ряды крепкие, но не забываем про слабое место – шайбы.
Втулки со временем тоже будут подвержены износу. Но это уже больше естественный износ на пробегах более 200 000 км. Сами по себе они вряд ли будут выходить из строя.
Дифференциал в UA80F довольно массивный. Проблем с ним не возникает.
дифференциал
По корпусу пока нареканий нет. Возможно, появятся неисправности с задней частью корпуса, связанные с износом тефлоновых колец.
Хотя есть и улучшение в этой части корпуса уже идет подшипник, а не втулка, как на 09G.
корпус
Насос довольно-таки крепкий и из строя сам по себе не выходит. Только если наестся стружки от гидротрансформатора.
Результаты дефектовки.
Автомобиль привезли в наш техцентр без движения. Взяв пробу масла в рамках первичной диагностики, установили, что оно черного цвета с запахом гари.
После разбора АКПП обнаружены сгоревшие пакеты К3 и К4. Поршни целые, но задубевшие. Пробег в 230 000 км. уже дал о себе знать.
Требуется замена поршней, прокладочного комплекта с вошерами. Новые вошеры имеют бежевый цвет. Изношенные — желтый.
Выкрутилась гайка центральной шестерни. Резьба тут идет на алюминии и работает с железной гайкой. Это и дало разницу в расширении металлов при нагреве. В общем, гайка была скручена и побила подшипник.
Гидроблок будет вскрываться и смотреться на износ по клапанам. Плита будет вакуумироваться. Соленоиды — прокатываться на стенде. По умолчанию будет заменен соленоид — регулятор давления блокировки гидротрансформатора. В общем, штатный ремонт гидроблока.
Поскольку автомобиль поступил в сервис уже без движения, то проверить работу датчиков входных-выходных оборотов нельзя. Будем тестировать их уже после сборки АКПП и установки ее на машину.
датчик скорости
На гидротрансформаторе разлетелся узел блокировки. Фрикционы в нем очень сильно повреждены – буквально сгорели. «Бублик» был аж синего цвета от перегрева.
Гидротрансформатор пойдет под замену, поскольку восстанавливать в нем нечего.
Планетарные ряды – «живые», все шайбы на месте.
На старых версиях АКПП Aisin на сателлитах было по две шайбы: металлическая и бронзовая. Они служили хорошо. Но как только планетарные ряды пошли с одной бронзовой шайбой – их начало выгрызать. Примеры: третья генерация 6-ступ. АКПП 09G и TF-72.
Втулки в коробке целые. На Aisin разрушение втулок – редкость. Бывает, что они просто потертые. Но при переборке трансмиссии, чтобы в нее больше уже не лезть, втулки будут заменены комплектом.
Дифференциал – целый. К поломкам не склонен.
Корпус – без повреждений.
АКПП б/у.
Пока коробки UA80E, UA80F еще относительно новые. Поэтому вероятность купить б/у АКПП в нормальном состоянии довольно высока. Но, как и с любой коробкой-автомат, состояние конкретной трансмиссии – это лотерея. Также, учитывая новизну данных моделей, по бюджету контрактные (б/у) АКПП совсем не дешевые.
После покупки коробки нужно заправить ее маслом. Прошивку ЭБУ делать не требуется. Можно сделать сброс адаптации, но это дело добровольное. Коробка самоадаптивна.
Обслуживание АКПП UA80F.
Как и на большинстве АКПП, регламенты замены трансмиссионной жидкости стандартные:
— первые две замены производить не реже, чем каждые 60 тыс. км. пробега;
— последующие замены: каждые 35-40 тыс. км. пробега.
Первые две замены масла можно сделать полными. Последующие – только частичная замена.
Для частичной замены потребуется около 4 л масла. Под полную замену нужно готовить порядка 12 – 15 л.
Фильтр в коробке внутренний, меняется только при полной переборке АКПП.
фильтр
Поддона нет, есть боковая крышка.
Если автомобиль эксплуатируется в жёстких условиях, то масло рекомендуется менять почаще.
Трансмиссионное жидкость подбирается по допуску. Присутствует широкая гамма аналогов. Если не хотите заморачиваться, то просто лейте оригинал.
выводы на охлаждение АКПП
Когда вызывать эвакуатор?
Если присутствуют хруст и шумы, сильные пробуксовки, удары при переключении передач и отказы в движении, то настоятельно рекомендуем вызвать эвакуатор.
Если симптомы связаны с пинками и рывками при переключении передач, что говорит о неисправности гидроблока – можете аккуратно доехать до сервиса своим ходом.
Диагностика.
Процедура типовая. Выполняется компьютерная диагностика: выявление кодов неисправности и замер давления. Мастер выполняет тест-драйв автомобиля для выявления симптомов неисправности коробки. В рамках механической диагностики берётся проба масла на наличие стружки, запаха гари и цвет.
По результатам диагностики определяется неисправность трансмиссии на уровне узлов: гидроблок, гидротрансформатор, механическая часть.
Ремонт.
Если не возникает сложностей с запчастями, либо дополнительными работами, то ремонт данной АКПП по времени составляет около четырёх – пяти дней. Гарантия на ремонт – один год без ограничения по пробегу.
Особого дефицита по запчастям нет. Отсутствующие новые запчасти по железу берутся от коробок-доноров. Поэтому для обеспечения ремонта в короткие сроки, техцентр должен запастись соответствующими запчастями.
теплообменник АКПП
Общие рекомендации.
В первую очередь, это аккуратная езда. Также нужно следить за охлаждением коробки, регулярно чистить радиаторы. Рекомендуется установка дополнительного охлаждения трансмиссии.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.