4-ступ. АКПП 01M. Общий обзор
01М — четырёхступенчатая коробка передач, разработанная инженерами концерна Audi, Volkswagen. Спроектирована в 1995 году для двигателей мощностью от 75 до 175 л.с.
Этот трансмиссия устанавливалась до 2009 года на автомобили концерна VAG: VW, Seat и Skoda.
АКПП 01М оснащена электронным управлением. Электронный блок управления (ЭБУ) находится под капотом.
Особенность трансмиссии 01M – отдельная система смазки дифференциала с собственным картером. Для трансмиссии и дифференциала используются разные виды масла.
На картере коробки передач находится радиатор для охлаждения масла.
Гидротрансформатор 01М — с принудительной блокировкой, которая активируется на всех передачах.
Основные неисправности АКПП 01М
Выходят из строя соленоид главного давления и соленоид, управляющий муфтой блокировки гидротрансформатора.
Перегрев трансмиссионного масла приводит к заклиниванию клапана главного давления, из-за чего давление включения фрикционов не регулируется. Результат — фрикционы начинают проскальзывать и сгорают.
При неполадках с клапаном включения муфты блокировки гидротрансформатора появляются пинки при старте, либо машина вообще не будет начинать движение.
В гидроблоке со временем выходят из строя немногочисленные электронные компоненты: датчики скоростей и даже жгут проводки соленоидов. Срок службы электронных компонентов резко сокращается при перегреве коробки.
Каналы гидроплиты гидроблока на пробегах более 100 тыс. км. постепенно засоряются фрикционной пылью.
В статоре масляного насоса 01М установлены чугунные уплотнительные кольца. При их износе падает давление масла, необходимого для управления муфтой блокировки гидротрансформатора.
На больших пробегах изнашиваются втулки насоса.
Из-за старости, либо от перегрева разрушается пластиковая шайба переднего барабана.
Также из-за проблем с давлением масла в АКПП могут износиться фрикционы пакета 3-4 и его стальные диски.
Пакеты сцеплений переднего и заднего хода обычно выходят из строя при пробуксовках
Планетарный редуктор 01М может пострадать из-за разрушения опорных игольчатых подшипников.
В конструкции трансмиссии есть возвратная пружина, состоящая из пары десятков винтовых пружин, закрепленных в пластиковой обойме. Нередко обойма разваливается, в результате чего в коробке пропадает задний ход.
из-за проблем с ЭБУ может возникать самостоятельный симптом — невозможность включить 4-ю передачу.
Диагностика АКПП 01М
На большинство вопросов о причинах неисправности можно ответить сразу после первичной диагностики. Трансмиссия 01М легко диагностируется. Опытный мастер даже из разговора с клиентом может на 90% определить предстоящие работы по ремонту. Для этого достаточно от клиента получить информацию о симптомах неисправности, сколько раз и как менялось масло, какой цвет масла и есть ли стружка в поддоне, сколько было владельцев у автомобиля, ставилось ли дополнительное охлаждение АКПП и т.п.
В рамках первичной диагностики АКПП выполняется компьютерная диагностика, берётся проба масла, анализируется симптоматика неисправностей.
Главные результаты первичной диагностики:
— неисправность в АКПП: да/нет;
— требуется ремонт электрической части АКПП (коса, датчики, коннекторы): да/нет;
— требуется только ремонт гидроблока: да/нет;
— требуется ремонт гидравлической части (гидроблок, гидротрансформатор) и механической части: да/нет.
Если есть проблемы по механической части, значит они, скорее всего, есть и по гидроблоку – продукты износа «механики» забивают соленоиды и клапаны гидроблока.
Чтобы понять, что конкретно сломалось в механической части, потребуется снимать, разбирать и дефектовать коробку. После процедуры дефектовки окончательно определится перечень запчастей, подлежащих замене.
Ремонт АКПП 01М
Типовая переборка заключается в следующем:
- Фрикционные меняются на новые единым пакетом;
- Гидроблок ремонтируется и очищается;
- Гидротрансформатор ремонтируется;
- Возвратная пружина с пластиковой обоймой меняется на металлическую;
- Пластиковые шайбы меняются на новые;
- Меняется втулка насоса;
- Меняются датчики скоростей;
Пинки при работе 01М можно вылечить доливкой масла, которое может вытекать через сальники и прокладку поддона. Если после доливки масла пинки пропадут, но вернутся через несколько месяцев, либо это вообще не поможет, то коробку нужно будет ремонтировать.
Покупка б/у автомобиля с АКПП 01М
Ремонт трансмиссии — один из самых дорогостоящих видов ремонта наряду с мотором, поэтому при покупке б/у автомобиля нужно сделать диагностику, как электронную, так и механическую, взять пробу масла, посмотреть не горелое ли оно, и провести интенсивный тест-драйв во всех режимах: режим пробки, режим «дедушки», режим «гонщика». Если масло горелое, то это означает, что подгорели фрикционы. Запах гари – это серьёзный симптом, которого надо опасаться, если он уже есть, то он будет только прогрессировать вплоть до ремонта и гидравлической, и механической частей трансмиссии.
Обслуживание АКПП 01М
Важным фактором длительной и бесперебойной работы АКПП является её обслуживание. Для данной коробки рекомендуется:
- Чистка радиаторов (не реже, чем раз в два года);
- Установка дополнительного охлаждения;
- Периодическая диагностика АКПП;
- Регулярная замена масла. Первые две замены производить каждые 60 тысяч км. пробега. По желанию допускается и более частая замена. Последующие замены в условиях образования все больших продуктов износа нужно производить каждые 40-45 тысяч км. пробега и методом частичной замены.
Если нужно купить б/у АКПП 01М
Если есть более конкретная информация по определённому экземпляру б/у АКПП, включая пробег и марку/модель автомобиля, то можно использовать и «бэушку». Если данная информация неизвестна, как и что эксплуатировалось, то такой вариант — это «кот в мешке». При подборе б/у АКПП нужно подбирать в соответствии с серийными номерами (модели трансмиссии), потому что могут быть отличия:
- по креплению;
- электронному управлению гидроблока;
- передаточному соотношению и числу зубьев на валах/шестернях.
Несоответствие модели коробки уже после монтажа будет выражаться в появлении аварийного режима, либо в полном отказе движения, либо коробку просто невозможно будет технически установить.
Эвакуатор.
Если у прогретой 4-ступ. АКПП 01М появились незначительные пинки/рывки , то можно добраться своим ходом в сервис. Но если уже есть хрусты, шумы, отказы в передачах, пробуксовки, то нужно вызвать эвакуатор. В противном случае трансмиссия при эксплуатации в условиях неисправности катастрофически изнашивается. Это приведёт к удорожанию ремонта. Лучше воспользоваться эвакуатором чтобы в итоге сократить стоимость ремонта.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
акпп ауди акпп фольксваген ремонт акпп москва ремонт акпп спб акпп шкода
6 комментариев
Здравствуйте. VW Bora 2.0 2002. АКПП 01m стала «перегазовывать» при переключении со 2 на 3 скорость. Диагностика ошибок по коробке не показала. Сняли гидроблок, а в нем (по словам мастера) стружка и части пластика. Если правильно понимаю, то стружка появилась из-за износа фрикционов, а пластик, скорее всего, из-за разрушения заводских пластиковых деталей. Насколько это критично и стоит ли её ремонтировать? Или имеет смысл купить новую АКПП?
Добрый день Виктория! Новая АКПП стоит несколько сотен тысяч рублей. Б/У коробки этих годов уже все старые и с большими пробегами. Если нужен результат — работающая АКПП и гарантия — лучше выполнить ремонт. В Вашей ситуации коробка, скорее всего, будет полностью перебираться: и гидравлическая, и механическая части.
Здравствуйте, после переборки АКПП работает нормально только в режиме R и 1, при всех остальных режимах 2,3 и D буксует, и не трогается, пока не дать газ, может быть проблема в ЭБУ?
Добрый день Глеб! Может в ЭБУ, а может и в самой коробке неисправность. Больше вероятность, что дело в коробке. Мы сталкивались с такой ситуацией.
Здравствуйте, у меня passat b5 рестайлинг 2.0 бенз акпп, при езде на 4 передаче, от 1500 до примерно 2000 оборотов когда плавно разгоняешься с 40 км/ч до 60 периодически происходят одиночные рывки, при которых обороты повышаются немного, или крупная вибрация, длиной в полсекунды-секунду, при которой обороты чуть падают, так же рывки появляются иногда и на 2200 оборотов при 70 кмч, а недавно стали и на 80, при блокировке 4 передачи и езде на 3 то же самое наблюдается от 1500 оборотов с 30 кмч до 50, что это может быть? Ошибок по двигателю нет, уже заменены свечи, провода, блок управления disa, и масло в коробке, ничего не изменилось
Добрый день Владислав! Какой пробег у авто? В каком состоянии было слитое масло в коробке: цвет, наличие стружки и запаха гари? Есть ли ошибки АКПП?