Эксплуатация АКПП в разных режимах езды: торможение, подъёмы, обгоны, выезд враскачку.
Рассмотрим, как в процессе обычной езды можно сломать АКПП.
Есть мнение, что АКПП сама решает, какую скорость выбрать в процессе езды. Да, это так. Для этого она и создана. Но бывают такие ситуации, когда автомату желательно помочь. Это способствует сохранению трансмиссии, а иногда и вашего здоровья.
Три факта, которые необходимо знать:
- Гидротрансформатор, когда он не заблокирован, выделяет большое количество тепла. Чем больше нагрузка, тем больше тепла он выделяет.
- Фрикционные пакеты в автоматической коробке изнашиваются только в момент переключения передач. В момент, когда скорость уже включена или выключена, износа нет.
- Процесс переключения передачи в АКПП происходит очень быстро, но между подачей команды и началом переключения проходит довольно заметный промежуток времени.
Можно ли на ходу из положения рычага «D» переключаться на ручной режим? Конечно можно, иначе какой смысл в ручном режиме? Если на высокой скорости движения вручную включить первую передачу, автоматической коробке это конечно не понравится, так же как и механической. Современная коробка просто не даст вам это сделать.
Движение в пробке.
АКПП при движении в плотной пробке постоянно переключается с первой передачи на вторую и обратно. Если поставить вручную рычаг на вторую передачу, тогда переключений не будет, и соответственно не будут изнашиваться фрикционы. С другой стороны, у второй передачи меньшее передаточное число, чем у первой, а, значит, гидротрансформатор будет выделять большее количество тепла и коробка будет сильнее греться. Вопрос в том, не выйдет ли температура нагрева коробки за пределы разумного? Чтобы это понять, нужно иметь доступ к показаниям температуры АКПП в реальном времени.
Движение в городе.
В режиме движения по городу без пробок часто создается ситуация, когда скорость движения такова, что АКПП не совсем понимает, третью или четвертую передачу включить, четвертую или пятую. Соответственно коробка переключает то одну, то другую и обратно. Не лучше ли в этом случае вручную поставить четвертую скорость. Если вас ситуация переключений со скорости на скорость напрягает, то конечно лучше так и сделать. В этой ситуации проблем с перегревом АКПП не будет, даже наоборот, коробка станет лучше охлаждаться. Отметим, что в современных коробках конструкторы предусмотрели и исключили такие скачущие переключения передач.
Движение при обгоне.
Коробке нужно время для того, что бы сообразить, что пора переключиться. Это потерянное время при обгоне. Поэтому на автомате, на ходу заранее можно переключить рычаг на ручной режим и применить пониженную скорость движения при таком маневре. В этой ситуации можно выиграть где-то полсекунды, что иногда очень существенно.
Движение в затяжном подъеме.
Автоматические коробки любят экономить топливо, поэтому при каждом удобном случае переключаются на как можно более высокую передачу, чтобы обороты двигателя были пониже. При движении в затяжном подъеме это может быть не очень хорошо, потому что тяги не хватает, гидротрансформатор разблокируется и начинает интенсивно греться. В этой ситуации есть все шансы довести температуру в коробке до критических значений. Очень разумно будет вручную переключить передачу пониже. Коробке и двигателю будет легче. Или же можно на затяжном подъеме использовать движение в режиме «Sport».
Движение на длинном спуске.
Нужно будет автомобиль как-то притормаживать. Использовать только тормоза в такой ситуации крайне не рекомендуется. Их можно перегреть и остаться без них. Тормозить рекомендуется двигателем. Есть такое заблуждение, что автоматическая коробка не умеет тормозить двигателем. Нужно знать, что при высокой скорости движения момент ручного включения более низкой передачи для фрикционов относительно болезненный. Поэтому злоупотреблять таким торможением не стоит, но когда того требует ситуация, делать это в пределах разумного — допустимо.
Движение с прицепом.
При движении с прицепом в обычных условиях, чтобы облегчить коробке работу, разумнее всего включить режим «Sport». Коробка в этом режиме будет позже переключаться на повышенные передачи и дольше ехать на пониженных. Конечно, увеличится расход топлива, но при движении с прицепом он увеличится в любом случае. При движении в этом режиме температура АКПП будет оставаться в рабочей зоне.
Движение в режиме ECO.
Вопреки слухам, режим ЕСО — это сокращение от слова экология, а не экономия. В этом режиме автомобиль старается уменьшить количество выбросов в атмосферу. В каких-либо критических условиях движения этот режим лучше не включать. В современных автомобилях включение этого режима может влиять на всю работу автомобиля — от двигателя, до кондиционера.
Выезд враскачку.
Между подачей команды и началом переключения проходит довольно заметный промежуток времени. Это знание при выезде враскачку обязательно пригодиться.
Существует три метода выезда враскачку на АКПП.
- Включаем «D», или вручную первую передачу и двигаемся до тех пор, пока автомобиль едет вперед. Когда автомобиль перестает ехать, нажимаем тормоз, включаем задний ход – «R». Нажимаем на педаль газа и едем пока возможно движение назад. Затем опять нажимаем на тормоз. Опять включаем передачу и двигаемся вперед пока это возможно. Затем нажимаем на тормоз и так далее пока не выберемся. Плюс этого метода — простота и возможность его использования неподготовленным водителем. Нужно только дожидаться включения передач, иначе можно увеличить износ фрикционов раньше срока. Но есть у этого метода и существенный минус – удержать тормозами машину в верхней точке бывает невозможно. Даже с заблокированными колесами она может сползти вниз. В этом случае метод работать не будет.
- Движение вперед — включаем «D», назад – «N». В этом случае тоже обязательно нужно помнить, что передача включается с задержкой. Поэтому ставить селектор в положение «Драйв» надо чуть заранее, пока еще машина катится назад. У некоторых может возникнуть протест по поводу того, что по инструкции нужно нажать между этими положениями селектора тормоз. Хочу отметить, что коробке все равно нажимается в это время тормоз или нет. Этот метод идентичен раскачке на механической коробке передач. Вперед мы ей помогаем двигателем, назад она скатывается сама. Разница только в том, что «Драйв» нужно включать немного заранее, так как АКПП запаздывает с переключением передач. В таком способе раскачки от водителя нужен навык. Ничего сложного в этом способе нет, просто нужно немного потренироваться.
- Этот метод похож на второй, только вместо «N» включаем задний ход «R». Нужно помнить, что включение рычага селектора нужно делать немного заранее, учитывая то, что переключение в АКПП немного запаздывает. Конечно, при этом методе требуется еще больше тренировки и ловкости. Этот метод выезда гораздо более эффективный.
Используя данные методы выезда враскачку нужно помнить, что гидротрансформатор будет выделять большее количество тепла. Больше получаса таких активных действий чревато для АКПП перегревом.
Хочется отметить, что возможность погрузиться и застрять на автомобиле с механикой выше, чем на автомате. Так как пробуксовку автомат при плавном нажатии на педаль газа в большинстве случаев не допускает.
Чтобы не попадать в такие неприятные ситуации — вовремя меняйте шины. Они должны соответствовать сезону и дорожному покрытию, на котором вам в основном приходится передвигаться.
Как сломать АКПП?
В качестве надежного метода вывода АКПП из строя — это одновременное нажатие обеих педалей «в пол» на несколько десятков секунд, когда машина стоит на месте. Не путайте со «Stall-тестом». При таком тесте речь идет о как можно более коротком нажатии, а не о десятках секунд. Именно потому, что при достаточно продолжительном одновременном нажатии коробка выйдет из строя. В этом режиме гидротрансформатор выделяет бешеное количество тепла. Такое состояние для АКПП является наихудшим вариантом.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.