Вариатор: устройство и основная причина износа.

Вариатор: устройство и основная причина износа.

15.06.2022 Все статьи Вариаторы Обслуживание и ремонт 0

Устройство вариатора немного схоже с устройством классической АКПП, только вместо фрикционных пакетов в вариаторе имеется узел с металлическими конусами и металлическим ремнем.

Ремень вариатора

Ремень вариатора

В вариаторе так же, как в АКПП есть поддон, в котором находится масло, и насос, который качает масло из поддона. В корпусе насоса есть редукционный клапан. Работает он так: масло поступает в редукционный клапан снизу, клапан под давлением приподнимается и часть давления сбрасывается обратно в поддон с маслом. Этот процесс необходим для того, чтобы масло в коробку передач шло под определенно рассчитанным давлением. Редукционный клапан (регулятор давления) играет огромную роль в вариаторе, поэтому мы с вами к нему еще вернемся. 

Вариатор-JF018E-клапан-насоса

Редукционный клапан насоса

Масло, под определенным давлением отправляется в гидроблок и уже оттуда поступает в камеру с конусами, которые, сжимаясь и разжимаясь, отвечают за «переключение скоростей». Конуса в вариаторе два: ведущий и ведомый. Между собой они связаны металлизированным ремнем. Вот такова схема работы вариатора.

Вариатор-JF018E-шкивы

Шкив (конус) со следами износа

Как вариатор выходит из строя?

Конусы и ремень в вариаторе – это стальные детали. Во время работы коробки передач, этот стальной ремень вращается между конусами. То есть происходит трение между стальным ремнем и стальными конусами. Стальной ремень состоит из металлических пластинок, у которых с торца находятся насечки. Эти насечки нужны для того, чтобы при трении с металлическими конусами через них выдавливалось масло. Одновременно насечки не допускают проскальзывания между всеми металлическими узлами.

В результате работы вариатора эти пластинки (протекторы) начинают изнашиваться. Они изнашиваются в любом случае, даже если вы своевременно меняете масло в вариаторе. Стальные части в процессе работы трутся друг об друга, в результате чего образуется металлическая пудра. Она попадает в масло и оседает в поддоне.

Вариатор-JF018E-поддон

Поддон неисправного вариатора. Масло — с продуктами износа. На магнитах — металлическая стружка

В дальнейшем эта металлическая пудра попадает в насос, а оттуда в регулятор давления — в редукционный клапан. Клапан расположен в канале насоса, зазор между ними определяется микронами. Попадание даже этой едва заметной металлической пудры приводит к тому, что на регуляторе давления появляются задиры. Он начинает подклинивать в канале насоса и неверно регулировать давление масла. Это приводит к тому, что регулятор остается в верхнем положении дольше, чем нужно, и масло сверх необходимого сливается в поддон.

Вследствие сбоя работы клапана, масло поступает в линию, а также в узлы гидроблока в недостаточном количестве. Давление в линии начинает падать. К чему это приводит? К тому, что сжатие конусов вариатора ослабевает, и ремень начинает проскальзывать. Это, в свою очередь, приводит к еще большему износу протекторов ремня, и к еще большему попаданию металлической пудры в масло. В результате этого взаимодействия насос может окончательно заклинить, и машина перестанет ехать, потому что перестанут сжиматься конусы вариатора. Есть также опасность и заклинивания поршня, который давит на конусы.

Вариатор-JF018E-гидроблок

Гидроблок вариатора

Типовой ремонт вариатора.

Мы рассмотрели распространенный сценарий поломки вариатора, который предопределен конструкцией самого узла. Что делается в этом случае:

— меняются, либо шлифуются конусы;

— меняется ремень;

— меняются фрикционы;

— меняется редукционный клапан на ремонтный и сам насос ремонтируется, в худшем случае меняется весь насос;

— ремонтируется гидротрансформатор, если данная модель вариатора им оснащена;

— ремонтируется, либо меняется гидроблок. По поводу замены гидроблока можно отметить, что в современных моделях вариаторов гидроблок не ремонтируется – он подлежит только замене. Пример – вариаторы Jatco JF016E и JF017E.

 Что же тогда остается нетронутым при ремонте такого вариатора? Остается несколько фрикционных пакетов, планетарный редуктор и корпус. Вот такая, «правда жизни» о ремонте вариатора, стоимость которого, как вы теперь понимаете, не отличается дешевизной.

3

Как продлить ресурс вариатора?

Существуют рекомендации, при соблюдении которых, длительность работы вашего вариатора существенно увеличится:

  1. Регулярная замена масла в вариаторе максимум через 30 тыс. км., или чаще. Это необходимо для очищения поддона от металлической пудры;
  2. Манера езды. Вариатор хорош для спокойной городской езды. Гонки и нагрузки – не для него;
  3. Следить за охлаждением вариатора: каждые 2 года чистить радиаторы, а также, по возможности, установить дополнительное охлаждение. 

 

Мы с вами ознакомились с основной причиной поломки вариатора. Призываем вас, как водителей, внимательно следить за чистотой масла в коробке и придерживаться плавной спокойной езды.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *