6-ступ. АКПП A960 Lexus GS300. Общий обзор.
АКПП A960 — это 6-ступенчатый «автомат» для продольного расположения мотора, получивший распространение в России с 2005-2006 годов. Трансмиссия устанавливалась на нашем рынке на автомобили Lexus GS, IS и Toyota Mark X. Отличается от поперечной «тойотовской» коробки U760 своей компактностью и меньшими габаритами, так как устанавливалась на автомобили небольших объемов и меньшей грузоподъемностью.
Рассмотрим данную АКПП на примере автомобиля Lexus GS300.
Конструкция АКПП A960.
Как в обычном классическом автомате в коробке есть гидравлическая и механическая части. В гидравлическую часть входят гидроблок, гидротрансформатор и насос. Механическая часть — это фрикционные диски, стальные диски, планетарные ряды, барабаны, обгонные муфты, подшипники и т.д.
В данной трансмиссии гидроблок классический — электронный блок управления АКПП вынесен за пределы трансмиссии в подкапотное пространство. Коробка передач применяется для автомобилей как с задним, так и с полным приводом. По конструкции они особо ничем не отличаются. Разве что для полного привода добавляется раздаточная коробка.
Основные неисправности АКПП A960.
Коробка эта довольно надежная и крепкая. Основные неисправности возникают в гидравлическом блоке. В результате этого возникают неисправности во фрикционах и всей остальной механической части.
На автомобилях с большим объемом возникают проблемы с гидротрансформатором. Еще одна «болячка»: за счет того, что планетарный ряд алюминиевый, а втулки либо металлические, либо бронзовые, то за счет разности металлов при нагреве они расширяются неравномерно, что приводит к тому, что втулки слетают.
С барабанами либо обгонными муфтами проблемы возникают очень редко. Но так как планетарные ряды алюминиевые в первую очередь могут выйти из строя они. Неисправность усиливают пробег и нагрузки. Симптом неисправности «планетарок» – посторонний шум.
Ресурс гидроблока до первых поломок по московским пробкам составляет от 150 тыс. км. пробега. Средний ресурс механической части трансмиссии составляет от 200 тыс. км. пробега.
В первую очередь выходит из строя гидроблок. Но это если не было каких-то нагрузок, если вы интенсивно не буксовали, застревали, или как-то еще нагружали и перегревали коробку.
Гидроблок АКПП A960.
Так же, как и у всех «Айсинов», первая болячка по гидравлике — это электромагнитные клапаны гидроблока и механические клапана гидроплиты. Все эти неисправности усешно устраняются ремонтом, запасные части есть в наличии.
Симптомы неисправности гидроблока:
— Толчки, рывки при переключении передач;
— Рывки, пинки при переключении селектора КПП;
— Пробуксовки при переключении передач.
Данная симптоматика наблюдается преимущественно «на горячую», то есть после 20-30 минут езды.
После восстановления «родных» клапанов гидроблока ресурс будет примерно на 20-30% ниже ресурса нового. При сильном износе соленоидов они восстановлению не подлежат.
После замены клапанов на новые ресурс будет как у нового гидроблока — так же от 150 тыс. км. пробега. Установка новых соленоидов обойдется на 40-50 % дороже, чем их ремонт.
Ремонтопригодность соленоидов становится понятна после дефектовки гидроблока. Соленоиды снимаются, устанавливаются на стенд, прокатываются, разбираются, чистятся, устанавливаются новые элементы и вновь проверяются на стенде. Проверяются соответствию номиналу. Если не соответствуют – принимается решение соленоиды менять. Прошивать гидроблок после ремонта или замены не нужно. Нужна только последующая адаптация АКПП. Хотя адаптация не обязательна – можно просто выкатать коробку. Выкатывание отнимает много времени. Если установлены новые соленоиды, то время выкатывания сокращается. После ремонта соленоидов время выкатывания более длительное.
При неисправности гидроблока коробка начинает «пинаться» преимущественно на первой и второй передачах. Причина в том, что если машина регулярно ездит в пробках, то более нагружены как раз первая и вторая передачи, а, следовательно, и соленоиды, отвечающие за их переключение.
Охлаждение этой коробки реализовано одним контуром, выведенным в основной радиатор. Обдува коробки встречным потоком воздуха в пробках нет. В таких условиях трансмиссия начинает перегреваться. Клапаны гидроблока начинают набивать себе дорожки, затем их клинит и возникает перепуск давления, что проявляется в пинках при переключении передач.
Гидротрансформатор АКПП A960.
Средний ресурс гидротрансформатора по пробкам мегаполисов составляет от 150 тыс. км. пробега. К неисправности гидротрансформатора приводит неисправный гидроблок.
Симптомы неисправности гидротрансформатора:
— Вибрации;
— Автомобиль глохнет при включении селектора в положение D или R;
Гидротрансформатор успешно ремонтируется и служит как новый.
Насос АКПП A960.
В принципе насос особо не страдает. Сломаться может только от криворукости мастера. Когда ремонтируется двигатель, иногда снимается коробка и бублик отскакивает. Неопытный мастер не устанавливает бублик до упора, притягивает коробку к двигателю и ломает у насоса зубья, либо вообще шестерни.
Механическая часть АКПП A960.
Ресурс механической части коробки — от 200 тыс. км. пробега. Из-за неисправности гидроблока выходят из строя:
— Фрикционные диски;
— Стальные кольца;
— Алюминиевые планетарные ряды;
— Втулки.
Валы и барабаны, а также корпус АКПП имеют очень высокую прочность. Из строя они в основном не выходят.
Проводка АКПП A960.
Если коробка испытывала очень сильные перегревы, то могут пересохнуть фишки и жгут проводов. Симптомы неисправности проводки:
— Электронные ошибки;
— Аварийный режим;
— Отказы движения.
Охлаждение АКПП A960.
Охлаждение этой трансмиссии выведено в основной радиатор. Рекомендуется устанавливать дополнительное охлаждение.
Обслуживание АКПП A960.
Фильтр у коробки съемный. При замене масла снимается поддон и меняется фильтр. Поддон крепится на прокладку. Прокладка меняется при каждом снятии поддона. Регламент замены масла в этой коробке:
— Первые две замены выполняются через каждые 60 тыс. км. пробега;
— Последующие замены делать каждые 40 тыс. км. пробега.
Масло применяется согласно спецификации. В нашем техцентре для данной коробки применяется полусинтетическое масло SRS III MV. Это масло немного гуще стандартного, хорошо смазывает и защищает.
Рекомендации по выбору и применению трансмиссионной жидкости:
— выбирать по допуску для конкретной АКПП;
— Не нарваться на подделку;
— Менять по регламенту.
Диагностика АКПП A960.
В первичную комплексную диагностику входят:
— Тест-драйв автомобиля;
— Изучение симптоматики;
— Анализ электронных ошибок (компьютерная диагностика);
— Анализ состояния масла — берется проба масла и осматривается на наличие продуктов износа (механическая диагностика);
— АКПП проверяется на наличие течей.
Если масло чистое – можно начать с гидроблока. Если масло грязное с запахом гари, то согласовывается с заказчиком возможность снятия поддона и дальнейший осмотр.
Результаты первичной комплексной диагностики:
— Состояние гидроблока: исправен, или нет;
— Состояние гидротрансформатора: исправен, или нет;
— Состояние гидравлической части АКПП: исправна, или нет;
— Состояние механической части АКП: исправна, или нет.
Если клиент обратился при появлении первых симптомов неисправности АКПП, то можно обойтись только ремонтом гидроблока. Если состояние запущено, то потребуется ремонт некоторых, а может быть и всех узлов механической части коробки, вплоть до полной переборки. Таким образом, оперативный ремонт гидроблока сбережет механическую часть АКПП.
Точный состав заменяемых частей и стоимость ремонта механической части определяется после дефектовки АКПП.
Б/У АКПП A960.
При приобретении б/у АКПП желательно снять поддон и посмотреть масло. Часто продавец не позволяет этого сделать. При подборе обязательно нужно, чтобы коробки были не только одной маркировки, но и подходили:
— По креплению колокола (в некоторых случаях можно колокол заменить);
— Электронному управлению,
— Гидроблоку и гидротрансформатору,
— По передаточным отношениям.
Эвакуатор.
Необходимость вызова эвакуатора зависит от симптомов неисправностей. Если имеются симптомы по гидроблоку, то можно доехать своим ходом.
Вызывать эвакуатор нужно при:
— Сильных пробуксовках;
— Хрустах и шумах;
— Ударах при переключении.
Общие рекомендации по эксплуатации АКПП.
- Своевременное ТО;
- Спокойная езда;
- Избегать перегрева;
- Установка дополнительного охлаждения;
- Раз в год в начале лета проверять чистоту радиатора на просвет. При надобности чистка радиатора желательно с демонтажом. Мытье Керхером лишь уплотняет загрязнение между радиаторами коробки и кондиционера.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.