6-ступ. АКПП М11 SsangYong New Actyon.
На нашем сайте уже есть обзоры 6-ступенчатой АКПП SsangYong Kyron BTR DSI-6 M78 для продольного расположения мотора и 5-ступенчатой АКПП 722.6 SsangYong Rexton. В данной статье рассмотрим 6-ступенчатую АКПП M11 (DSI-6AT400F, QR640AHA) для поперечных моторов с автомобиля SsangYong New Actyon 2.0d 2011 года выпуска. Как всегда, рассмотрим конструкцию трансмиссии, основные неисправности, симптомы проявления поломок, вопросы эксплуатации, обслуживания, ремонта и дадим общие рекомендации для продления ресурса.
Трансмиссия устанавливалась с 2010 г. на автомобили SsangYong: New Actyon (Korando С), Actyon 2 (CK), Actyon Sports, Kyron, Rexton, Geely: Atlas, Emgrand 8 (EC8), Emgrand GT (KC-1), Gleagle GC7, Emgrand EV7, Emgrand X7 (NL-1).
Коробка надежностью не славится. Эксплуатировать поэтому ее надо бережно и аккуратно. Она абсолютно не любит гонок и нагрузок. Никаких резких нажатий на педаль газа и только городская эксплуатация.
Конструкция АКПП.
В 2012 годы коробка прошла модернизацию. Были убраны кое-какие «косяки» по конструкции.
При проектировании АКПП старались сделать мощной и крепкой. Весит она порядка 100 кг.
Это классический шестиступенчатый «автомат». Основные узлы: гидроблок с комплектом соленоидов, гидротрансформатор, насос, барабаны, дифференциал, фрикционы, втулки, тормозная лента.
Гидроблок обычный, без электронного блока управления на борту.
Основные неисправности.
Здесь довольно много слабых мест. Средний пробег до первых поломок по пробкам мегаполисов – от 100 тыс. км. После этого, как правило, коробки начинают «хандрить».
Клапаны гидроблока быстро забиваются продуктами износа механической части АКПП. Ломаются датчики и проводка.
Гидротрансформатор не выдерживает нагрузок, начинает перегреваться и выходить из строя. Если это вовремя не заметить, то выходит из строя насос и алюминиевая ступица насоса.
При любой неисправности, если ее запустить и ездить дальше, то довольно быстро разрушается вся коробка и автовладелец попадает на капитальный ремонт.
По механической части слабое место – тормозная лента и сервопривод. Его разбивает по посадочному месту в корпусе – тормозная лента начинает гореть, а сам сервопривод заклинивает.
Далее, слабое место – подшипник и втулка заднего планетарного ряда. Подшипник разрушается, ломая планетарный ряд и, в дальнейшем, всю трансмиссию. Поэтому при малейших шумах из АКПП сразу обращайтесь в сервис.
При перегревах выходят из строя втулки и обрезиненные поршни. Все может ломаться на пробегах в 100 тысяч км.
Причем если на большинстве АКПП сначала выходит из строя гидроблок, а механическая часть гораздо крепче и ломается уже вследствие поломки гидравлики, то в данной АКПП равновероятно разрушение как гидроблока, так и «железа». Поскольку слабое место, как уже отмечалось, это подшипник, сервопривод и поршни.
Коробка довольно сильно подвержена перегревам, поэтому поршни начинают дубеть и пропускать давление. Также причиной поломки поршней является гидроблок.
После ремонта подшипник ставят усиленный «тойотовский».
Есть проблемы по планетарным рядам: шайбам и подшипникам.
Втулки биметаллические и тоже являются слабым местом.
Гидроблок.
Как обычно, симптомы неисправности гидроблока:
— рывки и пинки при переключении передач;
— рывки и пинки при переключении селектора коробки;
— незначительные пробуксовки;
— плавают обороты.
Данные симптомы наблюдаются преимущественно на прогретой коробке – минут через 20 езды.
Соленоиды идут от Borg Warner, которые устанавливались на роботах DSG. И есть соленоиды от GM.
Гидроблок успешно ремонтируется и после ремонта служит как новый. Запчасти все есть в наличии.
Снимается гидроблок отдельно от коробки.
Выходят из строя датчики скорости. Они наедаются стружки от «железа» и выдают ошибку. Поэтому если появилась ошибка по этим датчикам, то их заменой дело может не ограничиться. Коробка ругается только по электронным компонентам, состояние которых она может считывать. Датчики могут свалить коробку и в аварийный режим. Чтобы их поменять, нужно снимать гидроблок.
Гидротрансформатор.
Симптомы его неисправности:
— вибрации;
— шумы;
— машина глохнет при включении селектора в положение Драйв и Реверс.
«Бублик» ремонтируется. Сложностей по ремонту нет.
Насос.
Может выходить из строя от неисправного гидротрансформатора. Но насос разрушается и от поломки подшипников: стружка от них попадает в насос и разрушает сам насос и его ступицу.
Механическая часть.
Симптом неисправности подшипников – посторонний шум из АКПП.
Пробуксовки возникают из-за изношенных втулок, поршней и фрикционов. То есть идет потеря давления, недостаточность которого обуславливает плохое срабатывание пакетов. Фрикционы начинают пробуксовывать и гореть. Поэтому их износ – это лишь следствие.
По дифференциалу проблем нет.
Основная причина износа тормозной ленты – сервопривод. Из-за этого лента несвоевременно сжимает-разжимает пакет. Передачи начинают работать навстречу друг другу.
Результаты дефектовки.
В данном случае сгорел пакет К2, отвечающий за 1-4 передачи.
Тормозная лента — горелая. Повредило и барабан, на котором расположена лента.
С обеих сторон «пошкрябало» насос. На ступице насоса тоже имеются задиры, не сильно критичные, но все же.
Видно, что коробку до этого перебирали в другом сервисе: поменяна направляющая втулка сервопривода тормозной ленты.
Посадочное место подшипника заднего планетарного ряда еще целое.
Поршни на привод пакетов – дубовые. Видно, что их не меняли при прошлой переборке. Предполагаем, что был «дешевый ремонт», что и привело к текущей поломке, поскольку пакеты фрикционов тут выгоревшие, а в этих коробках они выгорают редко – для этого нужна весомая причина: либо нехватка давления, либо неправильная работа гидроблока.
Судя по наличию стружки на магнитах в поддоне и датчиках гидроблока, соленоиды подклинивают и гидравлика работает неправильно.
Изношена дальняя втулка планетарного ряда.
По гидроблоку будут меняться большие соленоиды. Шифтовые клапаны редко ломаются.
Дифференциал целый.
Тормозная лента сильно изношена – в центре даже почернела и стала шелушиться. Много потертостей. Лента растянута. Это говорит о том, что было избыточное проскальзывание.
Подтянуть ленту отдельно, как на АКПП CD4E, не получится. Если зазор не выставлен – будут выскакивать ошибки.
Охлаждение АКПП.
Охлаждение выведено в основной радиатор. На данную трансмиссию крайне рекомендуется установка дополнительного охлаждения АКПП. Иначе при малейшем перегреве сразу стартует разрушение узлов.
Эвакуатор.
При симптомах неисправности гидравлики – незначительных толчках — можно доехать своим ходом в рамках города. Если же присутствуют симптомы поломки механической части – удары, сильные пробуксовки, подклинивания, хрусты и шумы — тут уже только эвакуатор.
Диагностика.
По диагностике считываются коды ошибок, смотрим параметры работы АКПП. Это позволит определить состояние электронных узлов: датчиков, электромагнитных клапанов.
Затем выполняется тест-драйв. Оцениваются симптомы неисправности в движении автомобиля. Хотя в сервис поступают машины уже и без всякого движения.
Берется проба масла. При необходимости снимается поддон для оценки количества стружки на магнитах.
Это позволит понять, ограничится ли ремонт только гидравликой, либо коробка идет под «капиталку». Все зависит от своевременности обращения в техцентр.
Даже если кроме гидроблока есть повреждения механической части, при оперативности обращения автовладельца в сервис можно ограничиться частичным ремонтом «железа»: заменой поршней, подшипников, втулок. Плюс ремонт гидроблока и гидротрансформатора.
Если шум из АКПП только начался, то вообще можно ограничиться заменой подшипника.
Ремонт.
Дефицит запчастей наблюдается только по некоторым узлам механической части: барабанов, планетарных рядов и насоса.
Подшипник меняется от Тойоты, они есть.
В месте сервопривода ремонтируется корпус.
В данной АКПП много слабых мест, которые приходится усиливать при ремонте: подшипники, посадочное место под сервопривод, втулки.
Стоимость ремонта с учетом запчастей и расходных материалов не отличается от 6-ступенчатых АКПП других производителей. Но нюанс в том, что эта коробка не прощает халатности автовладельца, затягивающего с ремонтом при появлении симптомов неисправности. И это приводит к очень большим разрушениям за довольно непродолжительное время.
Если в «автоматах» от Тойоты даже при сильных разрушениях планетарные ряды не повреждаются, то в АКПП М11 молотит почти все узлы. А «железо» (насос, планетарные ряды) в дефиците, особенно в непрофильных сервисах. Это и увеличивает среднюю стоимость ремонта. Сервис заранее должен запастись запчастями, чтобы обеспечить техническую возможность ремонта.
Сроки ремонта данной АКПП составляют около 3-4 дней. Гарантия на ремонт – 1 год без ограничения по пробегу.
Обслуживание АКПП.
Фильтр находится внутри коробки и при замене масла не меняется. Фильтр меняется только при полном разборе коробки в рамках ремонта.
Поддон крепится через прокладку. Лучше менять ее каждый раз при замене масла.
Полный заправочный объем трансмиссии порядка 7,5 литров. При частичной замене потребуется около 4 литров.
Регламент замены масла следующий: первые две замены делать каждые 50-60 тыс. км. пробега, последующие замены выполнять каждые 30 тыс. км. А лучше еще чаще. Это позволит вовремя избавляться от продуктов износа.
Трансмиссионная жидкость применяется как оригинальная «мерседесовская» типа Titan, так и других немецких и японских производителей. Выбирать масло надо по допуску, не нарваться на подделку и не брать самое дешевое.
АКПП б/у.
Подбирается по объему двигателя и модели автомобиля. После установки коробки нужно заправить ее маслом и сделать адаптацию. Средняя стоимость «бэушки» составляет от стоимости полной переборки 50% и дороже.
Мы не рекомендуем покупать подержанную АКПП в силу общей ненадежности М11. Например, коробка, представленная в этом обзоре, приехала от клиента из Мариуполя. Автовладелец сперва купил б/у коробку за 120 тыс. руб., поставил ее, но она не поехала. АКПП постоянно сваливало в аварийный режим и были ошибки по пробуксовкам – это на 90% капитальный ремонт. А клиент оплатил коробку, доставку, масло и адаптацию.
В итоге к нам в техцентр клиент отправил «родную» коробку в ремонт и теперь раздумывает, что делать с машиной дальше.
Общие рекомендации.
Для продления ресурса надо регулярно делать техническое обслуживание АКПП, ставить дополнительное охлаждение, чистить радиаторы, аккуратно ездить и внимательно следить за работой коробки. Малейшая неисправность – сразу обращаться в сервис.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.