Устройство и принцип работы DSG.
Ключевой момент, который отличает DSG от гидроавтоматической коробки передач, заключается в том, что в ней нет потери крутящего момента от двигателя к колесам. В гидротрансформаторе всегда есть потери. Его КПД примерно 0,85, а в DSG КПД приближается к 1.
Но прежде, чем рассматривать устройство коробки DSG нам нужно будет вспомнить принцип работы механической коробки передач.
Работа сцепления в механической коробке.
Рассмотрим принцип работы сцепления на «механике». Оно состоит из двух дисков: один постоянно вращается вместе с входным валом, второй начинает вращение только в момент прижимания к первому диску. Такое положение дисков называется включением.
Узел второго диска, который расположен на своем отдельном валу, имеет зубчатые шестеренки. Количество этих шестерней разного диаметра соответствует количеству передач в коробке. Каждая из этих шестерен имеет постоянное зацепление с другой ответной ей шестерней. Эти ответные шестерни расположены на выходном валу. Крутятся они вокруг него свободно. При включении определенной передачи одна из ответных шестерен подключается к выходному валу, и вал начинает вращаться.
Разумеется, это упрощенная картина работы механической коробки. В ней находится еще много узлов и механизмов. Рассматривать их нам с вами нет необходимости.
Как работает механическая коробка?
При работающем двигателе, когда мы нажимаем на сцепление, диски сцепления разжимаются, т.е. выключаются. В это время мы двигаем рычаг переключения скоростей, к примеру, на первую скорость. Отпускаем сцепление, диски сжимаются, все шестерни цепляются с ответными шестернями, которые крутятся вокруг вала свободно. Только первая ответная шестерня подключается к выходному валу, вал принимает вращение и автомобиль начинает движение. Переключение других передач происходит аналогично. При включении, например, второй скорости – вторая ответная шестерня подключается к выходному валу, и вал продолжает более ускоренное вращение.
Работа сцепления в коробке DSG.
В DSG находятся два таких сцепления, подобных сцеплению от «механики». Рассмотрим их работу более подробно.
Состоит сцепление не из двух, а из трех дисков. Один – ведущий, вращающийся вместе с входным валом, расположен между двумя другими дисками сцепления. Эти два диска вращаются каждый на своем валу. На них, так же, как и в механической коробке расположены зубчатые шестерни, которые цепляются с ответными им шестернями, расположенными на выходном валу.
Между этими дисками распределены скорости. Один из них отвечает за переключение на четные скорости, другой диск — нечетные. Первая скорость включается как на механике. Двигаем рычаг скоростей в «Драйв», ведущий диск смыкается с одним из двух дисков. Шестерни вращаются, цепляются за ответные шестерни. И только одна шестерня, отвечающая за первую скорость, подключается к выходному валу. Выходной вал начинает вращение. Автомобиль трогается с места.
Когда автомобиль достигает определенной скорости, компьютер дает команду переключения на вторую скорость. Что происходит в это время со сцеплениями? Когда дается команда от блока управления коробкой, ответная шестерня, отвечающая за вторую скорость, подключается к уже вращающемуся выходному валу. Она начинает вращаться, вращая парную шестерню. Вместе с этой парной шестерней начинает вращаться второй из двух дисков. Далее диск смыкается с ведущим диском, который вращается вместе с входным валом. В это же время синхронно от ведущего диска отмыкается первый диск, а затем отключается и ответная шестерня первой скорости.
Таким образом, переключаются скорости одна к другой. При такой передаче не происходит разрыва передачи мощности, как при переключении скоростей в механической коробке передач. Все команды на такие физические действия подает компьютер.
Принципы работы сухой DSG.
Для двигателей небольшого объема с небольшим крутящим моментом в 200-250 Нм. используется сцепление, где есть только один диск.
Однодисковое сцепление представляет собой два обычных сцепления. То есть это:
— Две корзины с нажимными дисками;
— Два ведомых диска;
— Два выжимных подшипника.
Все это собрано в одном едином блоке. Блок этот неразъемный. Такие коробки называют «сухая DSG», потому что выжимные корзины сцепления сухие и работают без масла.
Все коробки DSG состоят из следующих узлов:
— Механическая часть, в которую залито трансмиссионное масло;
— Мехатроник, который бывает гидравлическим или электрическим;
— Сцепление, которое может быть сухим или мокрым.
Принципы работы мокрой DSG.
При крутящем моменте двигателя 400-500 Нм сухого сцепления недостаточно, поэтому производители вместо дисков устанавливают фрикционные пакеты. Другим словом, это два многодисковых сцепления с гидравлической жидкостью. Такие коробки называются «мокрыми DSG».
В коробках с мокрым сцеплением мехатроник и сцепление находятся в единой гидросистеме – одной масляной ванне. Поэтому изнашиваясь, вся фрикционная пыль из корзины сцепления попадает в мехатроник.
Особенности работы DSG. Принципы управления сцеплением.
Как электронный мозг управляет работой сцепления и двигает муфты, которые включают и выключают шестерни выходного вала? Для этого в коробке имеется мехатроник. Разные производители DSG пошли своими путями, разрабатывая управляющий электронный компьютер.
Рассматривая принцип работы мехатроника, нужно отметить, что они бывают гидравлические и электрические. У производителя VW мехатроник гидравлический. Происходит гидравлическое нажатие на вилки сцепления. Также гидравлически двигаются муфты синхронизатора. В гидравлическом мехатронике находится масло. Само же сцепление – сухое. У производителя Ford и Renault мехатроник электрический.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.