Как умирает АКПП без масла?
Понятное дело, что у всех сразу в глазах встаёт страшное представление про мотор, который работает без масла: он перегревается, ведёт головку блока, вкладыши стекают в поддон, заклинивают поршни, в общем — катастрофа. С коробкой всё не так.
Во-первых, надо понимать, что работа коробки передач основана на принципиально двух вещах:
— Давление масла, то есть давление гидравлической жидкости. То, что мы в обиходе называем коробочным маслом, на самом деле — гидравлическая жидкость с большим количеством свойств, где смазывающие свойства тоже нужны. Но это гидравлическая жидкость, потому что коробка передач — это гидравлический узел. Там есть поршни, там есть давление, которое сжимает фрикционные пакеты и при сбросе давления расходятся фрикционные пакеты. Поэтому давление — важнейший параметр.
— Трение. Фрикционные пакеты должны сжаться, они в масле.
Таким образом, фрикционные свойства масла плюс фрикционные свойства материала стальных и фрикционных дисков обеспечивают нужный момент схватывания фрикционных пакетов. Это два момента, по которым АКПП принципиально отличается от мотора. В двигателе, если не будет масла, но будет зажигание и топливо, он будет работать, пока не наступит тотальный локальный перегрев в парах трения. Только тогда наступит катастрофа.
Отсутствие давления — это принципиальный момент. Нет масла — нет давления. Нет давления — ничего не сжимает фрикционные пакеты. Поэтому в первом приближении надо понимать, что коробка без масла не поедет.
Как только насос начнёт качать воздух, пропадёт давление в системе. Коробка перестанет передавать крутящий момент. Вот это первый принципиальный момент работы АКПП без масла.
Основные виды утечки масла из коробки.
Обычно утечки происходят двумя способами.
- Масло капает и уходит постепенно.
Что происходит в этом случае? Ну, во-первых, масла всё меньше и меньше. Но насос еще засасывает масло. Наступает деградация масла, оно крутится всё быстрее и быстрее загрязняется. И работать ему всё хуже и хуже. Но оно есть и поддерживает давление.
В какой-то момент наступает ситуация, когда насос начинает всасывать уже совсем с дна. Уровень будет ниже фильтра. Вместе с маслом начинает всасываться воздух. Наступает критическая ситуация для коробки – когда давление есть, но идет с перебоями, то наступает момент пробуксовки.
Здесь важно понимать, что когда коробка «пинается» только с первой на вторую передачу — это не про нехватку масла. Потому что если нет давления, то нет давления для всех передач. Вы на всех передачах внезапно начинаете понимать, что что-то не то.
Вот почем ошибка кроется в самой формулировке вопроса: «У меня коробка пинает с первой на вторую — это может быть связано с уровнем масла?» Не может этого быть.
А вот если вдруг АКПП «пинается» тотально на всех передачах — вот это может быть недолив.
Когда этот происходит медленно и постепенно, то масла там уже 2/3 от нормального уровня. Оно уже плохое по качеству, потому что долго работает. Наступает момент пробуксовки, масло начинает подгорать, но автовладелец это не замечает и продолжает так ездить.
И вот когда в АКПП остаются последние, так сказать, «20 капель» — машина встаёт. Насос качает масло с воздухом.
Напомним, что масло подаётся не только для сжатия пакетов. Оно подаётся также для смазки втулок, на которых вращается вал. Как коленвал в моторе вращается на вкладышах. Здесь то же самое, только на втулках.
Это касается и смазки планетарных редукторов, поскольку основную передачу крутящего момента выполняют фрикционы и планетарный редуктор. «Планетарка» — это редуктор с шестерёнками, который меняет передаточное отношение. Постепенный недостаток смазки начинает сильно на них сказываться.
Поэтому недостаток масла — это действительно катастрофа.
При этом если вовремя это не заметить и довести уровень масла до нуля, то коробка почти наверняка приедет на ремонт.
- Механическое повреждение. Например, пробило арматурой пластиковый поддон коробки и вылилось всё масло. Пропало давление, авто просто не едет.
Но у нас есть остаток в бублике, который продолжает крутить вхолостую центральный вал коробки, который крутится на втулках. Они начинают греться вместе с «планетарками».
Вот здесь всё зависит от навыка, от понимания водителя, что происходит с его АКПП.
Если лужа под машиной и след масляный — сразу эвакуатор и на подъёмник. Для понимания вопроса — здесь есть шанс спасти коробку, а точнее восстановить. Так сказать, отделаться лёгким испугом и стоимостью эвакуатора.
Мораль — поглядывайте под машину чаще. Особенно, если у вас стоянка на одном и том же месте. Регулярно проходите техническое обслуживание. Пускай вам смотрят под автомобиль. Хорошо бы, чтобы это техническое обслуживание проходило силами нормальных слесарей.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.