Зачем прогревать АКПП? Что нагревает масло в первую очередь?

Зачем прогревать АКПП? Что нагревает масло в первую очередь?

27.05.2022 Все статьи Обслуживание и ремонт 0

Рассмотрим этот вопрос с точки зрения конструкции коробки передач.

Зачем нужно прогревать АКПП?

Масло, которое находится в коробке, правильней называть гидравлической жидкостью, потому что масло это жидкое, и оно нагнетает давление в АКПП. Гидравлическая жидкость работает на морозе, но его фрикционные свойства становятся другими. Для правильной работы АКПП очень важна связь фрикционных и стальных дисков во фрикционных пакетах.

ZF-8HP45-фрикционы-и-стальные-кольца

Фрикционы и стальные кольца

Гидравлическая жидкость в АКПП разогревается достаточно быстро. Если прочесть инструкцию по применению вашего автомобиля, будет рекомендовано примерно следующее. Первые 2-4 км. после начала движения нужно ехать в спокойном режиме, без резких стартов. Объясним почему.

При низких температурах воздуха свойства жидкости в АКПП хуже. Фрикционные диски при переключении будут находиться в более продолжительном состоянии пробуксовки, чем положено. С точки зрения эксплуатации коробки передач и ее износа это будет неправильно. Проехав указанное расстояние, коробка разогреется. Повторимся – разогревается АКПП довольно быстро.

Теперь рассмотрим данный вопрос со стороны экономичности. Любое густое масло или гидравлическая жидкость приводит к тому, что двигатель затрачивает достаточно большое количество ресурсов на прокручивание узлов. В рассматриваемом аспекте — на прокачивание жидкости в коробке. Дело в том, что когда жидкость густая, прокачка отнимает большее количество мощности двигателя, а значит и топлива. Экономичность езды является важной целью, поэтому производители обязаны ориентироваться на определенные нормы экономичности — ЕВРО. Это значит, что при тестировании автомобиля в определенных комфортных и не очень условиях работы, результаты должны уложиться в эти установленные нормы. Одним словом, производителей экономичность заботит гораздо больше, чем мы думаем. Именно поэтому сейчас на многих моделях автомобилей устанавливаются разные системы помощи ускоренного прогрева. В частности – термостаты.

Теперь рассмотрим вопрос надежности. Возьмём для примера коробку 6HP от ZF. Именно в этой трансмиссии есть именно то самое слабое звено, к которому вопрос надежности относится напрямую.  Поясним это.

В АКПП между насосом, который качает масло из поддона, и гидроблоком располагается пластиковая проставка. Называется она «Очки». Представим: на улице мороз -20, гидравлическая жидкость густая и, если водитель, пренебрегая всем тем, о чем мы с вами говорили, резко нажал на газ, эти пластиковые «очки» от давления могут лопнуть. Потому что масло густое и давление очень высокое. В этом случае, масло потечет не в гидроблок, а будет из треснутых «очков» литься обратно в поддон. Коробка просто не поедет. Случаи такие редки и обычно происходят на коробках с большими пробегами.

Но предупредим водителей неновых машин – не надо для профилактики менять эти «очки» в АКПП. Не «делайте мозг» себе и автосервисам. Соблюдайте правила и эта деталь, скорее всего, не потребует замены и будет служить много лет.

Теперь мы с вами знаем, что прогрев АКПП полезен с точки зрения лучшей работы трансмиссии, экономичности и надежности работы.

 

Какой узел отвечает за нагревание масла в АКПП?

Если в двигателе нагревателем является сам мотор, то что разогревает коробку, нам предстоит узнать, рассмотрев АКПП с технической стороны.

Отвечает за разогрев АКПП гидротрансформатор. Именно поэтому масло после гидротрансформатора поступает в теплообменник. Гидротрансформатор состоит из круглого сварного корпуса. К его верхней крышке приварены лопатки. Они называются «насосное колесо».

ZF-8HP45-гидротрансформатор

Гидротрансформатор («бублик»)

Гидротрансформатор вращается заодно с двигателем. Рядом с насосным колесом расположена турбина.  Но насосное колесо и колесо турбины не касаются друг друга. Под давлением масло проходит сквозь лопатки насосного колеса и попадает на лопатки турбины. Из турбины масло возвращается в насосное колесо. Создается круговорот, заставляющий их крутиться.

Это передача крутящего момента маслом приводит к тому, что выделяется много энергии, которое и нагревает масло. Поэтому именно гидротрансформатор является нагревателем АКПП.

 

Варианты нагрева АКПП.

  1. Что происходит с гидротрансформатором, когда АКПП стоит на «N» или «P», а двигатель работает? Насосное колесо вращается постоянно, так как заведен двигатель, турбина в расслабленном состоянии слегка подкручивается. Создается слабое сопротивление и масло нагревается, но медленно. Кстати, именно поэтому если приходится продолжительно стоять в пробке предпочтительно коробку переключать на «нейтраль» или «паркинг», чтобы масло нагревалось меньше и АКПП автомобиля не перегревалась. Делаем вывод — коробка начинает прогреваться даже на холостом ходу, когда рычаг АКПП стоит в положении «N» или «Р». Поэтому при среднестатистических холодах минус 10-15 градусов АКПП специально греть не нужно. Достаточно как обычно прогреть двигатель и первые 3-5 км ехать плавно, не нажимая резко на педаль газа.                                                                                                                                              
  2. Что происходит, когда машина заведена, рычаг АКПП стоит на «D», а автомобиль стоит на месте, потому что вы держите педаль тормоза? Насосное колесо вращается постоянно, так как заведен двигатель, а турбинное колесо не крутится, так как оно связано с задними колесами. Создается большое сопротивление между крутящимся насосным колесом и турбинным колесом, которое не крутится. Масло нагревается значительно быстрее в этом положении. Обратим ваше внимание, что рычаг АКПП не нужно переключать из положения «D» на «R» и обратно — в этих движениях рычага нет никакого смысла. Этот метод разогрева АКПП предпочтительнее в том случае, если на улице явно холодно, и вы хотите прогреть коробку поскорее.

Небольшое предостережение…  Второй способ — более опасный, так как если вдруг вы отпустите педаль тормоза, может возникнуть аварийная ситуация. Применяя этот способ прогрева АКПП вам нужно быть намного внимательнее. 

 

Как нельзя прогревать АКПП?

Мы с вами рассмотрели два способа прогрева АКПП. Теперь обсудим, что нельзя делать с АКПП, желая прогреть ее как можно скорее.

Нельзя, ставить ручку АКПП на «D», держать тормоз и давить на педаль газа одновременно. Это приводит к интенсивному неконтролируемому нагреву масла в АКПП.

 

Выводы

Если у вас есть привычка прогревать двигатель, то за время разогрева двигателя разогреется и АКПП. Просто соблюдайте правило плавного движения в первые 3-5 километра. Это самый экономичный и безопасный вариант разогрева и двигателя и АКПП одновременно.

 

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.                                             

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *