Антифриз и вода в АКПП. Кто виноват и что делать?
В АКПП есть несколько узлов, которые любое попадание воды и антифриза перенести не могут. Возможность попадания жидкостей на узлы коробки увеличивается пропорционально пробегу автомобиля. Особенно владельцу нужно быть внимательным в жаркое время года, потому что происходит дополнительный нагрев коробки, двигателя и повышение давления в системе охлаждения.
Некоторые владельцы автомобилей думают, что если на узлы трансмиссии попадает вода или антифриз, то нужно скорее промыть коробку.
Вспомним конструкцию системы охлаждения. В каждой коробке передач есть сапун — это трубочка, расположенная сверху коробки. При демонтаже коробки она отцепляется. Эта трубочка нужна для того, чтобы при нагреве коробки через нее выходил горячий воздух. В некоторых коробках, например в ZF, роль этой трубочки играет синий штуцер на корпусе коробки. Если владелец любит поездить на бездорожье, то он, скорее всего, знает, что просто на обычном автомобиле заезжать в воду или грязь нельзя, если уровень воды выше этого сапуна. Профессионалы удлиняют сапун не только коробки, но также редукторов и двигателя. Для воздуха устанавливается шноркель, чтобы не попала вода.
Мы сейчас рассматриваем обычные автомобили. Для обычных автомобилистов ситуация попадания воды в АКПП очень редкая.
Самая страшная ситуация — это когда в трансмиссию попадает антифриз из теплообменника.

Выводы охлаждения ZF 8HP45
Выносной теплообменник.
Теплообменник может быть выносной. Располагаться он может в разных местах, в зависимости от марки автомобиля. К нему проходят две трубки от коробки передач.
Также теплообменник может располагаться непосредственно на коробке передач. В этом случае необходимости в трубках нет, обмен происходит через отверстия.
В теплообменник любого вида поступает масло из коробки. Охлаждаясь, масло отправляется обратно в коробку. Одновременно, по другим трубкам поступает антифриз, который, охлаждая масло, возвращается обратно в радиатор.
Мы рассмотрели варианты выносного теплообменника.
Встроенный теплообменник.
Теплообменник может быть встроен в радиатор охлаждения двигателя. Змеевик встраивается внутрь одного из бачков радиатора. В этот змеевик поступает горячее масло из коробки. Охлаждаясь, оно возвращается обратно в трансмиссию.
В некоторых случаях, дополнительно устанавливается воздушный радиатор. Для более успешного охлаждения масла.
Есть автомобили, когда масло коробки охлаждается только воздухом, не антифризом. К примеру, это автомобиль Jeep Grand Cherokee.
Попадание антифриза в АКПП.
Мы же рассматриваем модели, когда масло АКПП охлаждается антифризом. Антифриз может попасть в масло из-за разного рода утечек в теплообменнике. Вероятность утечки антифриза одинакова во всех видах теплообменников.
Например, у первого поколения автомобилей Мазда 6 радиатор встроен внутрь радиатора. Резиновые уплотнительные кольца штуцеров при устаревании начинают пропускать. Антифриз попадает в масло, а масло в антифриз.
Все современные выносные теплообменники устроены по одной и той же схеме. Он собирается из перфорированных листов приемом их штамповки. В один перфорированный ряд поступает только масло, в соседний ряд – только антифриз. В местах стыков перфорированных листов возникает разгерметизация из-за старения и коррозии алюминия. Антифриз начинает попадать в масло.
Как антифриз разрушает АКПП?
В коробке передач есть несколько узлов, для которых попадание антифриза или воды в масло губительно.
- Фрикционные диски.
Попадание воды провоцирует разбухание накладок фрикционных дисков, так как они выполнены из смеси разного вида целлюлозы. Разбухание происходит сразу же, как только эта жидкость попала на накладки.
- Электрика.
Даже если ЭБУ герметичен, есть внешние электрические контакты, через которые, к примеру, включаются соленоиды и другие внутренние узлы. При пропадании жидкости начинает происходить коррозия контактов. Даже после полной переборки коробки, коррозия электрики может настигнуть владельца через какое-то длительное время. Это неизбежно и зависит от того, как быстро владелец обнаружил попадание антифриза или воды в АКПП.
- Коррозия железа.
В коробке много железных деталей и попадание воды приводит к тому, что эти детали начинают ржаветь. Чем дольше происходило соприкосновение их с водой или антифризом, тем больше деталей будет с ржавчиной. Подшипники, стальные диски фрикционов и другие металлические детали при ремонте обязательно нужно будет менять.
Избавиться от последствий попадания воды или антифриза в коробку можно только отремонтировав коробку. Не тратьте деньги на любые другие манипуляции. Никакие замены масла не помогут, фрикционы разбухают моментально.

Фрикционы и стальные диски
Симптомы разрушения АКПП от антифриза.
Как понять, что пошло разбухание фрикционов, началась коррозия железа и электрических контактов.
- Коробка начнет работать плохо. Неожиданно и сразу. Фрикционные диски разбухнут и начнут буксовать.
- Нужно слить масло и посмотреть на его цвет. Цвет масла будет характерный — «кофе с молоком».
Как предотвратить попадание антифриза в АКПП?
Однозначного ответа нет. Хорошим вариантом будет послушать мнение водителей, поговорить с владельцами таких же автомобилей как у вас на клубных форумах.
Насчет замены теплообменника остановимся подробнее.
Фрикционные накладки, разбухнув, приобретут кашеобразное состояние и, скорее всего, попадут в теплообменник. Поэтому, при ремонте коробки теплообменник меняется, либо меняется радиатор (если теплообменник расположен внутри радиатора).
Некоторые скажут, что теплообменник можно промыть. Промыть можно трубки и дать гарантию, что промыли их тщательно. Но невозможно заглянуть внутрь теплообменника и дать гарантию, что внутри него вся грязь смыта. Тем более, что на холодном радиаторе покажется, что промывка уже идет чистая. Когда же радиатор нагреется, к примеру, до 90 градусов, то из маленьких щелочек и стыков перфорированных листов снова начнет выходить непромытое загрязнение. Это загрязнение начнет поступать в гидроблок и все остальные узлы коробки передач. Вот поэтому теплообменник меняется полностью.
Теплообменники продаются только оригинальные. Аналогов теплообменников не производят. Теплообменник стоит от 20 тысяч рублей и выше, в зависимости от марки и модели автомобиля.
Отметим, что со временем, через 10-15 лет теплообменник засоряется. Так как внутренние отверстия теплообменника очень мелкие. Загрязнение остается в первую очередь в фильтре АКПП, но через довольно большое время засоряется и теплообменник. Снижаются его охлаждающие свойства. Поэтому заранее, через какое-то длительное время эксплуатации автомобиля, нужно теплообменник поменять.
Желательно сделать это до того, пока не случилась его разгерметизация. Актуально это сделать, если вы купили подержанную машину и не знаете, сколько на самом деле тысяч километров она проехала и менялось ли масло в АКПП. Это нормальная профилактическая процедура, если коробка старая, машина не свежая, и вы хотите на ней еще поездить.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.