АКПП Aisin TF-80SC (AF40, АМ6, AW6A-EL).
Современный надежный 6-ступенчатый автомат Aisin TF-80SC создан для автомобилей с передним и полным приводом с поперечной установкой двигателя.
Впервые ее установили в 2001 году на автомобиль Volvo V70. После тестовой эксплуатации через несколько лет эту АКПП стали устанавливать на огромное количество моделей. Коробка стала устанавливаться на все модели автомобилей Volvo и Saab, на большие автомобили Alfa Romeo, Fiat, Lancia, Renault, Peugeot, Citroen, а также с 2006 года на небольшие Cadillac, Ford, Land Rover, Mazda, Opel. Эта трансмиссия работает в паре с двигателями объемом от 1,9 до 4,4 литра и рассчитана на передачу крутящего момента до 450 Нм. Такой усиленной трансмиссией была TF81SC.
На автомобилях Opel эта трансмиссия обозначается как AF40, на Peugeot и Citroen как АМ6, на Mazda как AW6A-EL.
Конструкция АКПП Aisin TF-80SC (AF40, АМ6, AW6A—EL).
Рассмотрим трансмиссию автомобиля Opel Insignia 2011 года 2,0 STDI.
Это шестиступенчатый гидромеханический автомат, который расположен вокруг редуктора Лепелетье. В коробке четыре пакета сцепления, тормозная лента, обгонная муфта. Промежуточный вал передает крутящий момент на дифференциал. Восемь соленоидов управляют давлением и отвечают за распределение потоков масла в коробке.
У трансмиссии TF-80SC много вариантов исполнения гидроблока. Они разные в зависимости от года выпуска и модели автомобиля. На автомобили Volvo гидроблоки нужно подбирать по VIN. На автомобиль Opel Insignia 2011 года 2,0 STDI гидроблок уникальный, и ставился он только с их коробками передач. Гидроблок был модернизирован и упрощен в 2011 году.
Коробка передач разбирается легко. Масло охлаждается радиатором, который совмещен с радиатором охлаждения двигателя. В редких моделях на трансмиссиях есть теплообменник.
В барабане, по которому работает тормозная лента, расположен простой планетарный редуктор, который работает в паре с планетарным редуктором. В планетарном редукторе установлены пластиковые шайбы скольжения. Иногда они ломаются.
В передней части коробки находятся сцепления С1 и С3. С1 участвует при переключении передач 1-2-3-4. С3 при включении 3-й, 5-й передач и заднего хода. Включаясь, сцепления С1 и С3 соединяют водило переднего редуктора с солнечными шестернями заднего планетарного редуктора.
Также здесь есть тормоз В1. Ленточный тормоз В2 блокирует вращение малой солнечной шестерни, так же участвует во включении второй и шестой передач. Во время включения тормоза В2 водило заднего планетарного редуктора останавливается. Тормоз В2 участвует в торможении двигателем на первой передаче и используется при включении заднего хода.
На корпусе редуктора расположена муфта свободного хода. Эта муфта позволяет корпусу редуктора вращаться по часовой стрелке и блокирует его вращение против часовой стрелки. Муфта начинает работу при включении первой передачи. Здесь начинается передача крутящего момента промежуточному валу и затем на дифференциал.
Пакет сцепления С2 соединяет промежуточный вал с водилом заднего планетарного редуктора. Участвует во включении 4,5,6 передач. В нем четыре фрикционных диска. Сцепление С2 страдает быстрым износом дисков.
Неисправности АКПП Aisin TF-80SC (AF40, АМ6, AW6A—EL).
Трансмиссия Aisin TF-80SC получилась прочной и надежной. Пробег в 200 тыс. км., без поломок для такой коробки не предел.
На ранние коробки Aisin TF-80SC устанавливались неудачные гидротрансформаторы. Крышка со стороны поршня блокировки перегревалась и деформировалась. Соответственно фрикционный материал изнашивался быстро и неравномерно. Затем корпус гидротрансформатора был усилен и получил дополнительные демпферные пружины.
Также были случаи, когда при работе с мощными дизелями изнашивалась обгонная муфта гидротрансформатора.
Втулка гидротрансформатора из-за большого фрикционного осадка в масле царапается, изнашивается и прикипает к шейке гидротрансформатора.
При езде на горелом и грязном масле загрязняются каналы соленоидов, изнашиваются кольца и втулки. Перегрев трансмиссии приводит к выходу из строя соленоидов. Поломки соленоидов фиксируются в ошибках.
Все перечисленные неисправности выражаются в «пинках», толчках при переключении передач. Первым из строя выходит соленоид, управляющий муфтой блокировки гидротрансформатора, потому что через него проходит больше всего грязного масла. Следующим выходит из строя соленоид линейного давления. Все остальные шесть соленоидов загружены меньше и отвечают за включение сцепления и тормозов.
Если в коробке происходит утечка масла из-за износа уплотнений или поршней, то автомат Aisin TF-80SC начинает «пинаться» постоянно.
Часто владельцы этих моделей коробок для Opel Insignia сталкиваются с дефектами радиатора и теплообменника. В этих случаях антифриз смешивается с маслом и весь фрикционный материал осыпается. Чтобы такого не произошло, лучше установить внешний радиатор и соединить его с коробкой подходящим переходником.
Если трансмиссия Aisin TF-80SC по мере прогрева начинает «пинаться», скорее всего, в ней изношены три тефлоновых кольца, расположенные на входном валу. По мере нагрева масла в коробке регулятор в гидроблоке повышает давление. Рабочее давление масла, сжимающее фрикционы в горячей коробке выше, чем в холодной. Поэтому по мере прогрева коробки при износе тефлоновых колец и появляются «пинки». Для того чтобы заменить эти недорогие кольца, нужно будет разобрать всю коробку.
Обслуживание АКПП Aisin TF-80SC (AF40, АМ6, AW6A—EL).
В трансмиссию заливается 7 литров масла с допуском ATF 3309, или Toyota WS. По утверждению производителя масло заливается в эту трансмиссию на весь срок службы, но на самом деле эта трансмиссия очень чувствительна к чистоте масла. Для долгой эксплуатации этой трансмиссии масло нужно менять каждые 50 тыс. км. пробега. При более объемных двигателях, при агрессивной езде, езде в пробках масло нужно менять еще чаще. Масло считается хорошим и чистым, когда имеет розовый или красноватый оттенок. Если масло темное и имеет примеси, то масло нужно менять.
Масляный фильтр в этой трансмиссии установлен очень неудобно. И это понятно, ведь производитель замену фильтра не предусматривает. Чтобы поменять фильтр, нужно снять коробку и почти полностью разобрать. Масляный фильтр АКПП Aisin TF-80SC удивительно мал.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.