АКПП 09G Skoda Superb. Ремонт на пробеге 180 тыс. км.
На обзоре «шестиступка» 09G (TF-60SN, AQ250) с автомобиля Skoda Superb 2012 года и пробегом в 180 000 километров.
Общий обзор этой трансмиссии уже есть на нашем сайте, посмотрите, ссылка тут.
Как всегда, рассмотрим результаты первичной диагностики, дефектовки и ремонта.
У 09G есть модернизации, три поколения. Также они различаются по мощности, по крутящему моменту, который выдерживают. Есть слабые, есть более мощные. Все зависит от наполнения пакетов фрикционами: в пакете К2 есть по 3 фрикциона, есть по 4. Также пакет K1 отличается по количеству фрикционных дисков.
фрикционы и стальные диски
Есть отличия в заднем планетарном редукторе. Есть 3 пары сателлитов, а есть, как в данном случае, 4 пары. И передний планетарный редуктор: есть на 5 сателлитов, есть на 3 сателлита. Это тоже все влияет на перевариваемый крутящий момент.
Ну и не забываем про 3 поколения 09G. Первые 2 по механической части конструктивно ничем не отличаются.
Получается для тех, кто хочет поставить «бэушку», нужно не просто искать 09G, а искать АКПП под конкретную марку/модель/двигатель/год. Но на коробках обычно есть 3 буквы — стандартно для «ваговских» трансмиссий — которые отвечают за то, на какие автомобили она ставилась и какой крутящий момент она выдерживает.
Результаты диагностики.
Коробка падала в аварийный режим. Мы сделали диагностику: есть ошибки по работе гидротрансформатора P0741. Из-за этого АКПП и уходила в аварийный режим.
Масло было очень грязное. Оно либо не менялось совсем, либо если его и меняли, то гидротрансформатор быстро вывел трансмиссионную жидкость из рабочего состояния.
состояние трансмиссионной жидкости
Работа гидротрансформатора идет через механическую часть от гидроблока, соответственно, тут либо в «бублике» должна быть неисправность, либо механическое повреждение, что довольно редко бывает у 09G.
гидротрансформатор
Чаще всего, «бублик» выходит из строя из-за гидроблока, от недостатка давления: фрикцион остается в избыточном проскальзывании, соответственно идет перегрев по всей трансмиссии. АКПП это «видит» по соотношению вращения коленвала, входных оборотов и «жалуются» на гидротрансформатор.
С клиентом принято решение произвести дефектовку коробки.
Результаты дефектовки.
Фрикционы еще в рабочем состоянии, но за счет температурных воздействий и срока службы они уже начали крошиться.
ретейнер
Фрикционы идут под замену, также будем менять все поршни и ретейнеры. В данной трансмиссии они являются болячкой, обычно обрывает манжет поршня К2, соответственно, пропадают 4-5-6 передачи.
поршень
фрикционы
По планетарным редукторам бронзовые шайбы уже почти все съедены. Это тоже «болячка» 09G. Соответственно планетарные редукторы пойдут под восстановление.
По насосу нареканий нет, даже задиры отсутствуют, только есть мелкие риски.
насос
Втулки будут обновляться комплектом. Не сказать, что они прямо полностью разбиты, только начало износа.
Ну и основной «виновник торжества» по данным неисправностям — это гидроблок.
гидроблок
Соответственно, он будет вскрываться с проверкой вакуум-тестом всех клапанов на износ. Если требуется, будем «разворачивать» плиту и ставить ремонтные клапаны. Заменим соленоид регулятор давления и блокировки. Все остальное будем прокатывать на стенде, в случае неисправности — восстанавливать.
соленоиды гидроблока
Также в задней части гидроплиты, где расположен клапан блокировки, есть своя «болячка». Чаще всего по этим плитам изнашивается клапан. Отсюда и неисправность.
Также рекомендуем клиенту ставить дополнительное охлаждение АКПП. Будем убирать штатное охлаждение, выводить переходную пластину, ставить адаптер, и выводить свой радиатор.
теплообменник
Для трансмиссии 09G лучше ставить дополнительное охлаждение АКПП, это увеличит срок ее службы. Штатное охлаждение коробки — это теплообменник, прикрученный к трансмиссии, в основной радиатор ничего не выводится. Основной радиатор связан с теплообменником только поступающим в теплообменник антифризом, поступающим в основном радиатор.
Дифференциал здесь «живой». На 09G редко встречается его поломка. Промежуточная шестерня тоже в порядке.
дифференциал
промежуточная шестерня
По подшипникам и посадочным местам все в норме.
По гидротрансформатору. Он будет вскрываться, меняться фрикционная накладка, все уплотнители. Сделаем осмотр на износ всех лопастей, реакторного насосного, турбинного колес, обгонной муфты.
Неисправность гидротрансформатора по большей части была изначально вызвана неисправностью гидроблока. Можно ли было как-то минимизировать последствия? Уже была электронная ошибка и пробег автомобиля немаленький. Сколько автовладелец ездил с данной неисправностью тоже неизвестно. Ошибка выскакивает уже в критический момент. Ну и неисправность могла уже присутствовать довольно долгий период, и решить только гидроблоком эту неисправность — не факт, что хватит надолго. Также немаловажный фактор — это состояние масла. Оно не просто перегрето, оно еще и грязное, поскольку на магнитах тоже есть немало продуктов износа. Соответственно это все плавает в масле, плюс много отложений по самой трансмиссии.
Свежее масло имеет свойство всю эту грязь отмывать, которая обратно полезет в гидроблок. Насколько бы его хватило — неизвестно.
За счет того, что постоянно идет неправильная работа гидротрансформатора, возникает повышение температуры и снижение качества трансмиссионной жидкости. По самому гидротрансформатору не всегда есть явно ощутимые дефекты. Многие клиенты приезжают на диагностику с симптомом якобы неисправного гидротрансформатора. Но не всегда это все-таки «бублик»: это может быть и двигатель, который в нагруженные моменты начинает пропускать воспламенение по цилиндрам, двигатель «троит» и многие путают этот симптом с неправильно работающей блокировкой.
Какой классической симптом неисправности «бублика»? На скорости выше 60 километров в час могут плавать обороты. Шум, как симптом, не всегда имеет зависимость от гидротрансформатора. Чаще всего шум появляется на тех бубликах, где есть демпферный механизм, а это довольно большие бублики. Еще один симптом — когда автомобиль пытается заглохнуть, либо когда селектор АКПП переключаем в «Драйв» и «Реверс» — идет нагрузка на двигатель, просадка по оборотам. Это тоже говорит о неисправности гидротрансформатора.
«Бублик» может быть просто следствием другой неисправности. Многие думают, что починят только гидротрансформатор и все будет в порядке. Но не всегда так получается, к сожалению.
Обслуживание АКПП 09G.
Заправочный объем масла здесь до 9 литров – столько войдет в сухую коробку после ремонта. В третьей генерации AQ250 объем масла меньше. Тут вторая генерация. Первая генерация 09G от второй отличается только гидроблоком, по большей части соленоидами.
антифриз в трансмиссионной жидкости
При частичной замене надо готовить 4 литра масла и фильтр. Фильтры имеются двух типов. У первой и второй генерации — с выступом под забор масла и без. В данном случае, фильтр идет с выступом — это тоже надо иметь в виду. Все зависит от глубины поддона. Поэтому лучше подбирать фильтр по Вин-коду, а если уже меняли поддон и поставили нештатный, то можно взять не тот фильтр.
фильтр
Ну и прокладка поддона. Если ранее ставилась неоригинальная, то она имеет свойства высыхать и трескаться. Оригинальная прокладка служит больше. Опять же все зависит от температурных режимов.
поддон
Ремонт АКПП 09G.
Запчасти на гидроблок, «железо», расходники — все есть в наличии. По сроком ремонта при свободном цехе надо закладывать 3-4 дня. Гарантия на ремонт при соблюдении всех рекомендаций — 1 год без ограничения пробега.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, а лучше звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.