Нужно ли менять масло в вариаторе?

Нужно ли менять масло в вариаторе?

12.01.2022 Все статьи Вариатор 0

Нужно ли менять масло в вариаторе?

 Представители Jatco и Renault утверждают, что трансмиссионную жидкость менять не нужно. Это отчасти может быть правдой, если придерживаться правила, что машина эксплуатируется  в течение среднего срока эксплуатации — около 5-7 лет. В таком случае, менять масло нет смысла, поскольку любой автомобиль проедет 100-150 т.км. без замены масла. Вопрос в том, в каком состоянии в целом будет агрегат после такой эксплуатации.

Те продукты износа, которые образуются в масле в процессе эксплуатации, наносят вред трансмиссии. Мелкодисперсная абразивная пыль, что копится на магнитах — это сильнейшая поражающая составляющая, которая циркулирует в масле и повреждает гидравлический насос и гидроблок. Внутри гидроблока находятся механические и электромагнитные клапана,  которые имеют подвижные части и при попадании в них частиц меньше 2-3 микрон они претерпевают максимальные повреждения. То же касается и насоса. Поэтому, исходя из вышеперечисленного, необходимость замены масла технически оправдана.

 

Почему рекомендуется замена масла в вариаторах на пробеге 40-60 тыс. км.?  Потому что на данном пробеге:

  • трансмиссионная жидкость находится в хорошем состоянии;
  • трансмиссионная жидкость сохранила пакет присадок практически в исходном виде;
  • трансмиссионная жидкость имеет минимальное загрязнение мелкодисперсными продуктами износа (железо, медь, алюминий);
  • фильтры не перенасыщены продуктами износа и справляются с их улавливанием;
  • фильтр тонкой очистки, который есть в теплообменнике,  имеет достаточную площадь для того, чтобы очистить масло.

Интервал замены масла в диапазоне пробега около 40 тыс. км. рекомендован для вариаторов с городской эксплуатацией. Если пробег трассовый, то можно увеличить интервал замены до 50-60 тыс. км.  При таких регламентах масло всегда будет сохранять свои свойства и иметь минимум продуктов износа.

ремонт вариатора JF018E

Ремонт вариатора JF018E на автомобиле Infiniti JX

 

Окисление трансмиссионной жидкости

Жидкость окисляется в любом случае, даже от взаимодействия с кислородом при температуре окружающей среды. Это одна из причин окисления масел. Второй момент, который влияет на окисление жидкости — это содержание в ней тех продуктов износа, которые получаются в процессе работы агрегата. Все продукты износа влияют на темпы окисления жидкости. При изменении температуры также происходит окисление. Локально в АКПП температура масла может достигать 120-140°C . Максимальная температура нагрева масла происходит в гидротрасформаторе.

Датчик старения масла – это не какая-то физическая вещь, которая измеряет старение масла. Это условные единицы, которые насчитываются в зависимости от того, эксплуатируется ли машина и при какой температуре. Если температура выше 90°C, то счетчик старения начинает считать единицы, характеризуя это как эксплуатацию  машины. Чем выше температура, тем выше градация начисления условных баллов.

Если руководствоваться этими баллами, то в нашем климатическом поясе маловероятно достижение 200 тыс. единиц, при которых необходимо будет менять масло согласно требованиям производителей. В таком случае, если следовать этой теории, масло менять не нужно. А если руководствоваться здравым смыслом и полученными объективными данными исходя из обычных исследований состояния жидкости, то масло нужно менять каждые 40 тыс.км. пробега. И такой пробег не говорит о том, что масло изношено и его нужно срочно менять. Как показывает практика, оно будет работать и дальше. Суть в том, чтобы не допустить работу агрегата с загрязненным маслом, в условиях которого продукты износа влияют на износ трансмиссии.  И по истечении 150 тыс. км, когда машина приезжает в ремонт, не требовался капитальный ремонт АКПП.

У всех трансмиссий есть заложенный срок эксплуатации. Рано или поздно, кому-то предстоит столкнуться с ремонтом трансмиссии. В некоторых случаях своевременным обслуживанием можно повлиять на скоротечность процесса износа деталей АКПП. В большинстве случаев заменой жидкости можно продлить срок эксплуатации в два или три раза от запланированного производителем. Примерный запланированный пробег производителем 100-150 т.км. или 5-7 лет.
Но есть моменты, на которые нельзя повлиять заменой масла  и бережным обслуживанием. Например, вариатор JF015E.  «Ахиллесова пята» данной маркировки вариатора — это солнечная шестерня. Как правило, ломается она довольно быстро — на пробегах 30, 50, 70  тыс.км. Хотя бывают случаи, когда клиенты сталкиваются с данной поломкой и на больших пробегах в 200-250 тыс. км. Похожие проблемы имеют место у JF015E с подшипником входного вала. 

JF015E стол

Вариатор JF015E после дефектовки

 

А если не менять масло в вариаторе?

Возможна ли эксплуатация трансмиссии на больших пробегах со старым маслом, в котором есть  большая масса продуктов износа? В целом, да. Вы можете так проехать более 100 тыс.км. Но сопровождаться это может появлением различных симптомов неисправности, таких как:

  • посторонний шум;
  • пинки и рывки при переключении передач и переключении рычага КПП;
  • вибрации;
  • пробуксовки.

Главное в такой ситуации — вы будете чрезвычайно быстро повышать интенсивность износа внутренних деталей АКПП.

Похожая картина и с моторным маслом. На нем можно проехать без замены 30-50 т.км, но это дорога в один конец. Моторное масло нужно менять чаще потому, что износ масла и его окисление напрямую зависит от качества топлива. Если брать дизельные моторы — это содержание серы в дизельном топливе. Тот  пакет присадок, который работает на нейтрализацию продуктов горения, максимально быстро расходуется, изнашивается в условиях некачественного топлива. Поэтому нужно менять масло в моторах в два или три раза чаще, чем рекомендуется  в европейских странах.

Вариатор-JF018E-поддон

Поддон вариатора Jatco JF018E. Масло — грязное, с продуктами износа

Применимость масел NS-2 и NS-3

Отличия масел — в базовом составе, то есть по той части жидкости, в которую добавляется пакет присадок. Еще одно отличие  — в вязкостных характеристиках. До 40 градусов по вязкости есть небольшое отличие, а при рабочей температуре в 90-100 градусов отличий в вязкостных характеристиках уже нет.

Поскольку базовое масло в основе NS-2 и NS-3 разное, то и  смазывающие способности будут разные. Автовладельцы, которые используют масло с допуском NS-2, отмечают отсутствие неприятных нюансов в работе трансмиссии. Трансмиссия работает более плавно, мягко, предсказуемо. Соответственно износ деталей внутри трансмиссии сокращается за счет смазывающих способностей жидкости.

Есть масла, которые имеют одобрения NS-1, NS-2, NS-3. Но нужно быть осторожным, когда вы заливаете масло с допуском NS-3 в автомобиль с АКПП, изначально произведенной для работы с допуском  NS-2. В таком случае нужно обязательно перепрограммировать блок управления, который программно адаптирует трансмиссию под работу с маслом менее вязким при температуре до 40 градусов. Иначе могут возникнуть проблемы с трансмиссией вплоть до капремонта.

Очень важно обращать внимание на допуски и то, к каким вязкостным характеристикам масло приближено. Трансмиссионная жидкость может иметь допуск NS-1, NS-2, NS-3, но фактически быть по вязкости как NS-3. Залив масло с допуском NS-3 в  машину с программным обеспечением для работы с допуском NS-2,  можно вывести трансмиссию из строя. Но при этом продавец масла будет уверять, что оно подойдет.

Важно понимать , что в АКПП под  NS-2 лить NS-3 нельзя. А вот наоборот — можно, потому что программное обеспечение справляется с изменением вязкостных характеристик в температурном режиме до 40 градусов, что уже давно доказано и испытано.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.