Способы замены масла в АКПП. Частичная или полная? Плюсы и минусы. Основные вопросы по замене масла.
Постараемся кратко, но достаточно просто рассказать, как устроен принцип подачи масла в АКПП, об основных способах замены масла, чем отличается полная замена масла от частичной, как часто менять масло и почему после замены масла АКПП может работать хуже. Также ответим на вопрос, какое масло нужно заливать в АКПП, можно ли смешивать оригинальное и неоригинальное масла. Статья, скорее всего, получится достаточно большой. Наберитесь терпения и дочитайте ее до конца. Итак… поехали.
Работа трансмиссионной жидкости в АКПП.
Для того что бы говорить о схеме замены масла, сначала нужно понять, как движется масло в коробке передач.
У гидротрансформатора АКПП есть внешний корпус, который закреплен к маховику. У этого корпуса внутри есть лопатки и вал, который фактически является входным валом для АКПП. Когда вращается маховик, вращается и корпус. Также вращаются насосные лопатки. Лопатки под давлением масла заставляют вращаться турбинные лопатки, которые насажены на шлицевой вал. Этот центральный шлицевой вал АКПП не состоит из одной сплошной части. Как минимум, он состоит из двух частей: входной и выходной.
Внутри АКПП имеются фрикционные пакеты и планетарные редукторы. Корпус гидротрансформатора своими шлицами механически приводит в действие масляный насос. Поэтому, когда вращается двигатель, то вращается корпус гидротрансформатора и масляный насос.
В АКПП также есть гидроблок, ниже которого расположен фильтр. Кроме того, имеется поддон, в котором находится масло. Для охлаждения АКПП существует внешний теплообменник.
Рассмотрим, что происходит в АКПП, когда мы включаем двигатель. Начинает вращаться корпус гидротрансформатора и запускается насос. Масло из поддона через фильтр всасывается и через гидроблок попадает в масляный насос. Далее насос начинает подавать масло в систему, отправляя его на гидротрансформатор, где происходит основное нагревание масла. Затем из гидротрансформатора масло подается в теплообменник, там охлаждается и идет обратно в систему гидроблока на смазку планетарных редукторов и втулок, на которых вращается центральный вал. После смазки планетарных редукторов масло самотеком стекает вниз – в поддон. Таков круговорот масла в АКПП.
До того, как мы перейдем к вопросу о полной или частичной замене масла в АКПП, обсудим еще один вопрос. Когда мы выключаем двигатель, то масло остается в разных узлах АКПП. Так в каком же количестве оно там остается? Если предположить, что примерный объем масла в АКПП составляет 10 литров, то получим его примерное распределение по узлам коробки:
— в поддоне около 5,5 л.;
— в гидроблоке около 1 л.;
— в гидротрансформаторе (бублике) около 1,5 л.;
— в системе охлаждения — теплообменнике и трубках — около 1,5 л.;
— в других узлах — фрикционных пакетах, поршнях, каналах — около 0,5 л.
Это конечно грубые цифры, но вы теперь знаете, где и примерно сколько масла остается. На основании этих цифр мы с вами и поговорим о частичной и полной замене масла.
Что такое частичная замена масла в АКПП?
При частичной замене мы сливаем масло, которое находится в поддоне. Если совсем упростить описание процесса: мы открываем пробку и сливаем масло с поддона, меняем фильтр и заливаем чистое масло.
У частичной замены масла есть свои достоинства и недостатки. К «плюсам» отнесем то, что она обойдется вам дешевле, чем полная замена. Также её можно сделать в сервисе среднего уровня, не прибегая к услугам автослесаря высокой квалификации. «Минусы» частичной замены — получаем смесь грязного и чистого масла примерно в пропорции 40\60.
В некоторых сервисах предлагают при частичной замене масла снять гидроблок, отсоединить теплообменник и слить из них масло. Произведя эти манипуляции, получится слить еще 2,5 литра грязного масла. Многие из вас задаются вопросом: «Стоит ли это делать?». По нашему мнению, этого делать не стоит. Соединения, которые будут отворачиваться, наверняка имеют какие-то резиновые уплотнения. Поменяют ли вам их, или установят старые, которые уже не сохранят плотность стыковки?
Установка гидроблока требует применения динамометрического ключа со стягиванием его по схеме с правильным моментом. Вы уверены, что мастер сделает это? А если сделает, то по технологии? Поэтому эти слитые 2,5 литра масла не стоят такой «медвежьей услуги», которую вам могут оказать.
Уделим внимание ошибкам, которые могут совершить в сервисах, при частичной замене масла:
- Ни в коем случае не надо снимать мехатроник. На коробках ZF, например, не требуется менять рабочие втулки, трубочки и «очки» (так называются прокладки и уплотнения — владельцы коробок передач ZF нас поймут);
- Не нужно сбрасывать адаптацию при любой замене масла. Вы заставите коробку при сбросе всех адаптаций с удвоенной или утроенной силой производить адаптацию к маслу после замены. Сброс адаптации особенно вреден АКПП с большими пробегами. Очередной сброс адаптации такой АКПП может стать последней, и машина не сойдет с подъемника.
Если вы хотите, чтобы масло в АКПП было чище, сделайте лучше двойную или тройную замену масла. Но об этом ниже.
Полная замена масла в АКПП.
Полную замену масла в АКПП еще называют аппаратной заменой. Общий принцип замены следующий. Первым делом, как и при частичной замене масла, сливается масло из поддона, меняется фильтр и заливается чистое масло в поддон. Это где-то 5-6 литров масла.
Далее отсоединяется трубка, по которой идет масло из теплообменника обратно в систему гидроблока и помещается в специальное ведро. Туда и сливается отработанное грязное масло. Рядом устанавливается вторая емкость – с чистым маслом. Это будет где-то 7-8 литров. Из этой емкости электрический насос доставляет чистое масло в систему гидроблока. Получается, аппарат состоит из двух емкостей: одного (пока еще пустого) и другого, в котором чистое масло. Вроде бы ничего сложного, но все зависит от мастера, который производит процедуру, и сейчас вы узнаете почему.
Далее включаем двигатель. Запускается насос АКПП. Что происходит дальше? Коробка из поддона начинает засасывать чистое масло в систему. В это время грязное масло, находящееся в АКПП, идет через систему в теплообменник, а из него поступает в ведро для грязного масла. В это же время, насос подает в систему масло из емкости с чистым маслом. Чистое масло, как вы уже знаете, дойдя до планетарных редукторов и смазав их, самотеком стекает в поддон с уже чистым маслом, которое мы предусмотрительно в него залили. В результате объем грязного масла в ведре увеличивается, а объем чистого масла в емкости уменьшается.
Сначала будет сливаться грязное масло. Затем оно будет перемешиваться с чистым и светлеть. Только через какое-то время масло в обратной системе станет чистым. Через прозрачные трубочки мастер видит их чистоту и в момент, когда жидкости на входе и выходе сравняются цветом, он выключает насос.
Заметим, что насос подает масло в систему с определенным давлением, которое изначально создано в системе производителем. У новых автомобилей мастер определяет его по датчику давления, а у старых — применяя манометр.
На полную замену расходуется 13-15 литров масла, потому что в системе масло очищается постепенно. Вы должны быть к этому готовы.
«Плюсы» и «минусы» полной замены масла.
«Плюсы»:
— В АКПП меняется не менее 98% масла. Останется немного грязного масла в механизмах и гидроблоке, так как замена масла происходит на холостых оборотах;
— Полная замена масла для коробки лучше, чем частичная замена. Это даже не оспаривается.
«Минусы»:
— Дорого по сравнению с частичной заменой масла;
— Сложно, так как требуется аппарат для замены;
— Необходима квалификация мастера, знание тонкостей и сложностей процесса. Ведь системы охлаждения у автомобилей устроены по-разному и их нужно знать. Окажись ваш автомобиль в неправильных руках — последствия могут быть необратимы;
— Еще есть такой момент, что вы не сразу найдете сервис, который делает полную замену масла в АКПП. Во время поиска такого сервиса правильнее будет узнать, есть ли квалифицированный мастер по замене масла в АКПП, ведь наличие аппарата в сервисе по замене масла еще не значит, что вам поменяют масло квалифицированно. Советуем посмотреть отзывы и комментарии автовладельцев, которые обслуживались в том, или ином сервисе.
Способ двойного или тройного слива масла.
Его тоже можно делать, если вы обладаете средствами и не можете найти сервис, который грамотно сделает полную замену масла в АКПП. Получается, что вы сделаете частичную замену масла два, а может быть и три раза. Все зависит от средств, которые вы запланируете потратить.
Порядок следующий. Не съезжая с подъемника, после 10 минутной работы на холостых оборотах, вновь производится замена масла. Так повторяется 2-3 раза. Фильтр менять при втором и третьем сливе не нужно. Конечно, мы не получим такой результат, как при полной замене масла, но при тройном сливе мы потратим около 15 литров масла и получим результат близкий к тому, что в системе АКПП будет 85% чистого и 15% грязного масла.
В условиях простого сервиса такая замена масла очень даже может иметь смысл. Но будьте внимательны! Некоторые сервисы продают тройной слив/залив, как полную замену масла. Обращайте на это внимание.
«Гаражный» метод замены масла.
Обычно его делают сами водители в своих гаражах. Причем в некоторых «недосервисах» тоже могут вам предложить подобный метод замены масла. Расскажем подробнее об этом методе, и почему мы не рекомендуем его делать.
Порядок замены следующий:
— Так же, как при полной замене масла, отсоединяется трубка, по которой идет масло из теплообменника обратно в систему гидроблока;
— Эта трубка помещается в специальное ведро;
— В поддон наливается 1 литр чистого масла,
— Заводится двигатель;
— Сливается 1 л. грязного масла;
— Выключается двигатель;
— Затем опять наливается в поддон литр чистого масла;
— Процедура повторяется до полного очищения масла в системе.
Это очень опасный для АКПП метод, так как при такой замене масло из «обратки» не поступает в систему узлов вала и коробка эти полчаса замены работает без смазки. Поэтому забудьте про этот метод! Работы в сервисах по замене масла не настолько дорогие, чтобы пренебрегать ими и портить АКПП своего автомобиля.
Основные вопросы автовладельцев по замене масла в АКПП.
У нас получилось 7 самых часто задаваемых вопросов:
- Надо ли менять масло в АКПП?
Производитель заявляет, что масло в АКПП залито на весь срок службы. Но какой «срок службы» рассчитывал производитель, нигде не указывается. Возможно, это лишь период гарантии.
Мы считаем примерный срок службы АКПП около 180 тыс. км. при среднестатистических режимах езды. Для АКПП очень важна чистота масла. Менять масло в АКПП конечно же нужно, если вы хотите, чтобы коробка прослужила долго и с минимальным износом.
- Как часто менять масло в АКПП?
Частота замены масла не зависит напрямую от пройденных километров. Она зависит от интенсивности вашей езды. Ведь если вы ездите по трассе – это одна интенсивность работы АКПП. Если ездите в плотном городском движении – совсем другая. Поэтому нет точного ответа на второй вопрос. После ремонта АКПП мы своим клиентам рекомендуем менять масло через 30-40 тыс. км. пробега. Но вы должны понимать, что это не догма.
- Нужно ли на АКПП ZF при замене масла менять также рабочие втулки, трубочки и «очки» (так называются прокладки и уплотнения)?
Еще раз повторим — для профилактики менять эти прокладки в АКПП не нужно. В этом нет никакой необходимости.
- У меня автомобиль, которые имеет несменный фильтр внутри самой АКПП. Это плохо для коробки с точки зрения её ресурса?
Не расстраивайтесь, при нормальной езде такие фильтры прослужат долго. Постарайтесь просто менять масло чаще. Только в случае редкой замены масла при интенсивной езде фильтр может забиться продуктами износа.
- Можно ли смешивать масла?
Можно. Узнайте допуск, который используется для вашей коробки, и используйте качественное неоригинальное масло. Лучше менять чаще неоригинальное масло, чем редко — дорогое оригинальное. Главное, чтобы масло подходило по допускам к коробке. Ключевой момент для долгой работы АКПП – это чистота масла. Оригинальное масло – оно не самое лучшее в мире. Просто это масло точно подходит к АКПП вашего автомобиля. К тому же такие масла часто подделываются.
- После замены масла коробка стала работать хуже. Что произошло с коробкой?
Если коробка после замены масла стала хуже работать, то это значит, что уже до замены была какая-то проблема в коробке. С технической точки зрения проблема заключается в износе. Нет смысла менять масло в уже изношенной АКПП, ее нужно ремонтировать.
- Как проверить и определить износ АКПП?
Прямых факторов для определения износа коробки нет. Есть косвенные показатели, которые могут указать на серьезность износа коробки. Для этого нужно слить масло и посмотреть на его состояние: цвет, наличие стружки и запаха гари. Если оно черное, густое, как гудрон — это первый показатель сильного износа. Далее – пробег, если он перевалил за 120-140 тыс. км., возможно АКПП изношена.
Также, если есть возможность, посмотрите коррекции. Если их значения выше предельных, то это тоже может указывать на износ АКПП.
Берегите свои автомобили. Обслуживайте их вовремя.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
2 комментария
Такой вопросик . В какой момент нужно менять фильтр ,если делаешь частичную замену масла в акпп
Добрый день Павел! При каждой замене масла, если он не внутренний то есть меняется только при разборе коробки. Сливаете масло, снимаете и моете поддон, меняете фильтр, ставите поддон обратно на герметик, или прокладку. Затем заливаете свежее масло.