Вариатор 01J. Общий обзор.
Вариатор 01J — одна из первых вариаторных трансмиссий группы VAG. Данный агрегат в 2000-2013 годах устанавливался на переднеприводные автомобили Audi: А4, А5, А6, А7, А8.
Ключевое отличие вариатора от «классической» АКПП — передаточное число и крутящий момент изменяются ходом шкивов. При сжатии/расширении шкивов меняется диаметр по которому работает цепь. Цепь передает крутящий момент от ведомого шкива к ведущему. Далее крутящий момент уже распределяется на полуоси. Цепной вариатор признан как более надежный и ресурсоемкий, чем вариаторы на ремне.
Основные компоненты трансмиссии 01J, помимо корпусных элементов:
- Мехатроник (гидравлическая часть + плата электронного блока управления);
- Ведомый и ведущий шкивы (конусы);
- цепь;
- инжекционный насос;
- стартовый пакет с планетарным редуктором.
Позже на смену вариатору 01J пришла новая модификация 0AW – конструкция была немного изменена, но в целом существенных отличий от 01J нет.
Обслуживание.
Первые две замены масла можно сделать каждые 60 тысяч километров пробега. Последующие замены масла стоит производить в 2 раза чаще – каждые 30-40 тысяч километров пробега. Идеальный вариант – менять масло в вариаторе каждые 30 тысяч километров пробега.
Особенность 01J – масляный фильтр находится внутри самой коробки. То есть, чтобы поменять фильтр – нужно разбирать всю коробку. Соответственно, при техническом обслуживании фильтр заменить Вы не сможете.
Наружный фильтр также имеется – это, так называемая, масляная магистраль. Она совсем не дешевая и не каждый автовладелец ее меняет. На 0AW с этим проще – там установлен фильтр-картридж. Вообще надежность вариаторов 01J и 0AW примерно одинакова. Единственное – на 0AW меньше проблем с электронным блоком управления.
Основные неисправности.
На 01J применяется не гидроблок, а мехатроник. В мехатронике гидроблок и электронный блок управления объединены и идут в общей масляной ванне.
По электрической части главная неисправность – это электронный блок управления (плата мехатроника). В основном плата дает сбои по своим датчикам.
По гидравлике – выходит из строя гидравлическая часть мехатроника.
Также изнашиваются шкивы и ломается стартовый пакет.
Если вовремя не обратить внимание на электронный блок управления, либо на гидравлику – вслед за ними идут под замену шкивы и стартовый пакет. Из-за этого сразу же возрастает стоимость ремонта. Поэтому если возникают хоть какие-то предпосылки неправильной работы вариатора – следует моментально обращаться в сервис. Иначе можно быстро «попасть» на капремонт. А стоимость капитального ремонта АКПП 01J достаточно высока.
Цепь более живуча, нежели ремень. В любом случае, если пошли задиры по рабочей поверхности шкивов – цепь сразу же подлежит замене. Чрезвычайно редко бывает, когда неисправная коробка разбирается, но шкивы и цепь не имеют выработки и не требуют замены. При явных признаках неисправности вариатора 01J будут иметься признаки износа цепи и шкивов.
Ресурс вариатора 01J составляет в среднем по Москве около 120-150 тысяч километров пробега.
Ресурс трансмиссии снижают:
- перегревы;
- несвоевременное техническое обслуживание;
- нагрузки.
При возрастании нагрузок и перегреве происходит пробуксовка цепи. Цепь при пробуксовке оставляет на шкиве задиры. В дальнейшем износ будет только прогрессировать. Продукты износа оседают вместе с маслом на стенке корпуса трансмиссии. Затем попадают в фильтр. Фильтр не в состоянии удержать всю стружку. Стружка попадает в клапаны гидроблока, которые начинают заклинивать. Гидроблок отвечает за работу шкивов. При неправильной работе гидроблока происходит неправильная работа шкивов. Шкивы выжимаются неравномерно – цепь идет на перекос и делает на шкивах новые задиры. Процесс зацикливается и идет по нарастающей вплоть до полного отказа автомобиля в движении. А это, друзья, – капремонт.
Так что вариатор 01J вовсе не предназначен для гонок – только спокойная городская эксплуатация. Любители погонять на Ауди с вариатором – помните об этом!
Теперь про перегрев. Чаще всего коробка перегревается летом в пробках, а также когда забиты радиаторы ДВС и кондиционера. Стенка из грязи между радиаторами препятствует проникновению воздуха и охлаждению вариатора. У 01J трубки радиатора выводятся в основной радиатор охлаждения. Сам контур охлаждения довольно маленький. Поэтому если двигателю еще как-то хватает охлаждения, то для коробки охлаждения недостаточно.
Эвакуатор.
Только эвакуатор! Без вариантов. Как только что-то происходит с трансмиссией – сразу глушим машину и на эвакуаторе в сервис. Обидно, когда экономия на эвакуатор в 2500-3000 рублей выливается в капитальный ремонт всей трансмиссии.
Диагностика вариатора Audi.
Определить точную причину неисправности вариатора 01J можно уже на этапе первичной диагностики АКПП. Неисправность электронного блока управления (платы) можно сразу определить по соответствующим ошибкам. По гидравлике также «выбивает» собственные ошибки. Износ цепи и шкивов можно установить, взяв пробу масла. Присутствие стружки в масле даст понять, что пошел износ. Пробуксовки цепи при движении дадут о себе знать плаванием оборотов на тахометре, либо будут наблюдаться небольшие рывки и дрожь при старте. В этом случае трансмиссию уже нужно снимать и разбирать.
Опытный мастер даже по симптоматике и характеру движения автомобиля уже процентов на 90 понимает, что с коробкой и что нужно делать.
«Бэушка».
С классическими автоматами покупка бэушки в ряде случаев еще хоть как-то оправдана. В плане вариаторов – покупка б/у окажется себе дороже. В случае поломки «новой-старой» коробки автовладелец «попадет» на значительную сумму. Наш техцентр категорически против покупки б/у агрегатов 01J. «Бэушный» агрегат совсем не дешевый – около 70-80 тысяч рублей только за коробку. Средний ремонт 01J по стоимости будет примерно одинаковым со стоимостью авантюры с приобретением «бэушки». Также не представляется возможным определить реальный пробег и остаточный ресурс подержанной АКПП.
Есть сложности с подбором подержанной 01J на конкретный автомобиль. Попасть номер-в-номер нужно еще постараться. Иначе придется снимать плату и переставлять ее на «бэушку». Либо нужно будет перепрошивать плату мехатроника.
Кстати, контрактная АКПП – та же самая «бэушка» по сути с аналогичной гарантией от двух недель до месяца. Если «бэушка» сломается даже в период такой ничтожной гарантии – расходы на снятие/установку, адаптацию, прошивку и масло никто не вернет! На ремонт же предоставляется 1 год гарантии без ограничения по пробегу.
Ремонт вариатора Audi 01J.
В случае поломки платы вариатора (ЭБУ) – плата успешно поддается ремонту. Плата снимается отдельно; всю трансмиссию снимать не нужно. Запчасти б/у совершенно неприемлемы в ремонте. В плане «железа» – только новые и только оригинальные запчасти! После ремонта ресурс трансмиссии примерно равен ресурсу новой коробки.
Частичный ремонт данного вариатора также применим – это ремонт платы, ремонт гидравлики. Бывает, что неисправен только планетарный редуктор стартового пакета.
Главное при ремонте 01J – не экономить «на спичках», используя, например, подержанную цепь вместо новой. Трансмиссия довольно-таки изученная, опыт ремонта у профильных сервисов довольно большой и особых проблем вариатор 01J в ремонте не доставляет.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
9 комментариев
Здравствуйт!если заказал бэушку а она не подошла поставили на американку европейскую коробку передаточное число разное?можно ли с двух собрать одну и что именно надо оставить со старой коробки что бы передаточное число подошло?
Добрый день, Андрей! Уточните пожалуйста какая именно коробка?
День добрый какую можно поставитт вместо hhd
Добрый день, Евгений! Мы такой эксперимент не проводили, поэтому рекомендуем hhd.
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, подойдёт ли коробка 01j с Ауди А4 2.0 атмосферник на Ауди а6 2.0tfsi если все цифры на вариаторе сходиться.
И можно ли оставить мозги на А6 свои?
Добрый день Эрвин! Модель коробки нанесена на корпусе. Это 3 буквы. Если все буквы совпадают, то можете ставить. Блок управления тоже должен подойти и переставлять ничего не нужно.
Добрый вечер)Можно ли заменить Блок ABS A4B6 8E0 614 517 на другой тако1=й же ,только с буквами?Двигатель 2 л 130 л.с. 2003г
Добрый день Сергей! По АБС не подскажем точно. Мы только АКПП занимаемся.
Здравствуйте.Имеется ауди а4 b6 2003 вариатор GEB. С каких вариаторов подходят запчасти(шкиви,цепи),можно коды коробок?