Вариатор: устройство и основная причина износа.
Устройство вариатора немного схоже с устройством классической АКПП, только вместо фрикционных пакетов в вариаторе имеется узел с металлическими конусами и металлическим ремнем.
В вариаторе так же, как в АКПП есть поддон, в котором находится масло, и насос, который качает масло из поддона. В корпусе насоса есть редукционный клапан. Работает он так: масло поступает в редукционный клапан снизу, клапан под давлением приподнимается и часть давления сбрасывается обратно в поддон с маслом. Этот процесс необходим для того, чтобы масло в коробку передач шло под определенно рассчитанным давлением. Редукционный клапан (регулятор давления) играет огромную роль в вариаторе, поэтому мы с вами к нему еще вернемся.
Масло, под определенным давлением отправляется в гидроблок и уже оттуда поступает в камеру с конусами, которые, сжимаясь и разжимаясь, отвечают за «переключение скоростей». Конуса в вариаторе два: ведущий и ведомый. Между собой они связаны металлизированным ремнем. Вот такова схема работы вариатора.
Как вариатор выходит из строя?
Конусы и ремень в вариаторе – это стальные детали. Во время работы коробки передач, этот стальной ремень вращается между конусами. То есть происходит трение между стальным ремнем и стальными конусами. Стальной ремень состоит из металлических пластинок, у которых с торца находятся насечки. Эти насечки нужны для того, чтобы при трении с металлическими конусами через них выдавливалось масло. Одновременно насечки не допускают проскальзывания между всеми металлическими узлами.
В результате работы вариатора эти пластинки (протекторы) начинают изнашиваться. Они изнашиваются в любом случае, даже если вы своевременно меняете масло в вариаторе. Стальные части в процессе работы трутся друг об друга, в результате чего образуется металлическая пудра. Она попадает в масло и оседает в поддоне.
В дальнейшем эта металлическая пудра попадает в насос, а оттуда в регулятор давления — в редукционный клапан. Клапан расположен в канале насоса, зазор между ними определяется микронами. Попадание даже этой едва заметной металлической пудры приводит к тому, что на регуляторе давления появляются задиры. Он начинает подклинивать в канале насоса и неверно регулировать давление масла. Это приводит к тому, что регулятор остается в верхнем положении дольше, чем нужно, и масло сверх необходимого сливается в поддон.
Вследствие сбоя работы клапана, масло поступает в линию, а также в узлы гидроблока в недостаточном количестве. Давление в линии начинает падать. К чему это приводит? К тому, что сжатие конусов вариатора ослабевает, и ремень начинает проскальзывать. Это, в свою очередь, приводит к еще большему износу протекторов ремня, и к еще большему попаданию металлической пудры в масло. В результате этого взаимодействия насос может окончательно заклинить, и машина перестанет ехать, потому что перестанут сжиматься конусы вариатора. Есть также опасность и заклинивания поршня, который давит на конусы.
Типовой ремонт вариатора.
Мы рассмотрели распространенный сценарий поломки вариатора, который предопределен конструкцией самого узла. Что делается в этом случае:
— меняются, либо шлифуются конусы;
— меняется ремень;
— меняются фрикционы;
— меняется редукционный клапан на ремонтный и сам насос ремонтируется, в худшем случае меняется весь насос;
— ремонтируется гидротрансформатор, если данная модель вариатора им оснащена;
— ремонтируется, либо меняется гидроблок. По поводу замены гидроблока можно отметить, что в современных моделях вариаторов гидроблок не ремонтируется – он подлежит только замене. Пример – вариаторы Jatco JF016E и JF017E.
Что же тогда остается нетронутым при ремонте такого вариатора? Остается несколько фрикционных пакетов, планетарный редуктор и корпус. Вот такая, «правда жизни» о ремонте вариатора, стоимость которого, как вы теперь понимаете, не отличается дешевизной.
Как продлить ресурс вариатора?
Существуют рекомендации, при соблюдении которых, длительность работы вашего вариатора существенно увеличится:
- Регулярная замена масла в вариаторе максимум через 30 тыс. км., или чаще. Это необходимо для очищения поддона от металлической пудры;
- Манера езды. Вариатор хорош для спокойной городской езды. Гонки и нагрузки – не для него;
- Следить за охлаждением вариатора: каждые 2 года чистить радиаторы, а также, по возможности, установить дополнительное охлаждение.
Мы с вами ознакомились с основной причиной поломки вариатора. Призываем вас, как водителей, внимательно следить за чистотой масла в коробке и придерживаться плавной спокойной езды.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.
ремонт вариатора акпп сервис ремонт вариаторов в москве ремонт вариаторов в спб ремонт вариаторов Ниссан