АКПП Jatco JF506E (09A).
JF506E — это 5-ступенчатая АКПП для автомобилей Ford, а также английских Land Rover, Rover, Jaguar и Mitsubishi. На других европейских и японских марках она имеет другое обозначение. Например у Nissan эта трансмиссия обозначается как RE5F01A, а у Mazda JA5A-EL.
Наибольшее распространение трансмиссия получила на автомобилях Volkswagen, а также на соплатформенных моделях Seat. Также трансмиссия Jatco устанавливалась на единичные версии Audi A3 с двигателем 1.9 TDI. Коробка на автомобилях Audi и Volkswagen шла под индексом 09A и 09B.
Для примера рассмотрим трансмиссию Jatco JF506E, снятую с VW Golf 4 2001 г. в.
Она предназначена для передачи крутящего момента до 350 Н/м, может сочетаться с полным приводом и сконструирована для поперечной установки с двигателем.
Данная трансмиссия конкурировала с Aisin AW55-50SN, а также с ZF 5HP19 и 5HP24 для продольной установки и ничем не проигрывала конкурентам.
На момент выпуска эта АКПП обладала всеми функциями, которые имели и конкуренты: автонейтраль, адаптивное переключение передач и Tiptronic, то есть ручное переключения передач.
Конструкция и неисправности АКПП Jatco JF506E (09A).
Конструктивно трансмиссия Jatco более сложная, чем у конкурентов.
За передаточные числа отвечают целых три планетарных редуктора, которые находятся на разных уровнях и соединены зубчатой передачей. На выходном валу третьего редуктора располагается ведущая шестерня дифференциала. За переключения передач отвечает 6 пакетов сцеплений, одна тормозная лента и две обгонные муфты.
В принципе, по количеству исполнительных элементов эта трансмиссия обошла более новые 6-ступенчатые АКПП с редуктором Лепеллетье. То же самое можно сказать и про Aisin AW55-50SN и ZF 5HP19.
Существует как минимум четыре варианта колокола, которые несовместимы с разными марками.
В зависимости от марки, для которой предназначена трансмиссия, существует, как минимум, пять электрических разъемов. Для Volkswagen, Ford, Land Rover они разные. Существуют даже разные разъемы для Mazda в зависимости от исполнения селектора АКПП. Также есть разница в гидроблоках, настройках соленоидов и в давлении ATF для сжатия фрикционов.
У трансмиссий Jatco для автомобилей Volkswagen совсем другие параметры. Также у трансмиссии 09A для Volkswagen немного другое исполнение тормозной ленты. Основное различие в крышке под болты, a не под стопорное кольцо.
Фильтры АКПП тоже разные. Для трансмиссий Jatco для Ford, Mazda и английских марок они похожи. Для трансмиссии Volkswagen 09А имеется индивидуальное исполнение, причем спроектированы свои отдельные фильтры для Sharan, Golf и Jetta.
В АКПП 09A установлен теплообменник. На других вариантах АКПП Jatco JF506E его нет.
По механике есть отличия в профиле входных валов в зависимости от передаточных чисел. На входном валу может быть два или три уплотнительных кольца.
В зависимости от марки автомобиля корпусы главной передачи отличаются.
Также имеется два исполнения третьего планетарного редуктора: более длинный редуктор 3.47 и более короткий 3.8.
Имеются различия в конструкции пакета фрикционов К4.
В гидроблоке трансмиссии 9 соленоидов. Три из них — самые важные: это соленоид линейного давления, соленоид управления муфтой блокировки гидротрансформатора и соленоид тормозной ленты. Все эти три соленоида являются модулирующими. То есть они непрерывно контролируют давление трансмиссионной жидкости.
Остальные шесть соленоидов — шифтовые, двухпозиционные. Они открывают либо перекрывают поток трансмиссионной жидкости.
Соленоиды отвечают за включение передач. Неисправность соленоидов, засорение, либо износ каналов гидроблока может привести к толчкам, пинкам и пробуксовкам. Если соленоид не работает, то передача включаться не будет. Также трансмиссия может работать на одной или двух передачах. Кроме того из-за неисправности соленоида одна из передач может включаться жестко, либо может включаться жестко задняя передача.
При износе золотника одного из модулирующих соленоидов появляются сильные толчки при переключении передач. При выходе из строя любого соленоида трансмиссия перестает автоматически включать нейтральную передачу.
Если трансмиссия буксует гидротрансформатором, то значит есть проблема в соленоиде N91, который управляет муфтой его блокировки.
Загрязненное фрикционным осадком масло изнашивает его золотник и канал, а также загрязняет все каналы гидроблока.
Бывали случаи, что трансмиссия Jatco не переключается выше первой передачи до прогрева. В этом виноваты два подклинивающих соленоида. Эта проблема устраняется только заменой соленоидов.
В барабане стоят сразу два пакета сцеплений К3 и К2. Пакет сцепления К3 находится в замкнутом состоянии при движении на третьей, четвертой и пятой передаче. Это самый нагруженный пакет сцепления. Он сгорает в первую очередь.
Пакет сцепления К2 находится в замкнутом положении при движении задним ходом.
В барабане есть поршень, который может дать трещину. Через эту трещину уходит давление масла и тогда трансмиссия с ударом переключается со второй на третью передачу, а также буксует на третьей, четвертой и пятой передаче. Это конструктивный дефект. Производитель улучшил и заменил эту деталь на более надежную.
В АКПП два простых планетарных редуктора, которые установлены на оси входного вала. Обычно с ними ничего не случается. Но если трансмиссия в плохом состоянии, то редукторы могут пострадать от фрикционного осадка, а также от обломков, которые могут быть в трансмиссии.
Фрикционы тормоза B2 находятся в замкнутом состоянии при движении на второй, четвертой и пятой передачах. Обычно с данными фрикционами ничего не случается. Но если фрикционы сгорели, то обычно обнаруживается выработка на хабе данного пакета сцепления.
Пакет сцеплений К1 находится в замкнутом состоянии при движении на первой, второй и третьей передачах. Из-за грязного масла барабан может получить повреждения в виде проточки либо царапин. Царапины оставляют тефлоновые кольца. Через царапины уходит давление масла, поэтому пакет сцепления К1 сгорает.
Здесь есть возвратная пружина, которая возвращает поршень в исходное положение. Бывает что, пружина разрушается, а ее осколки повреждают планетарный редуктор.
Тормоз B1 находится в замкнутом положении только на первой передаче в ручном режиме, а также на задней передаче.
Муфта свободного хода является опорой для крутящего момента и задействована на всех передачах, кроме пятой передачи и заднего хода. То есть муфта задействована на передачах с первой по четвертую.
Разобрав трансмиссию пополам, получаем доступ к дифференциалу. Также здесь находится входной вал, маслонасос и ведущая шестерня, которая располагается на выходном валу третьего планетарного редуктора. Отметим, что дифференциация трансмиссий Jatco для разных производителей автомобилей сильно отличается. Автомобилям Ford достался самый неудачный дифференциал. В нем срезаются шлицы под полуоси.
Пакет сцепления К4 в третьем планетарном ряду включает только пятую передачу.
Этот пакет сгорает только на тяжелых дизельных автомобилях.
В третьем планетарном ряду находится малая обгонная муфта, которая участвует во включении первой передачи.
Обслуживание АКПП Jatco JF506E (09A).
Полный заправочный объём ATF составляет 7 литров для Volkswagen и до 9,7 литра на Mazda MPV.
Обычно при замене масла удаётся слить 5-7 литров. Это получается, если масло получится слить из гидротрансформатора.
Как и в большинстве АКПП, трансмиссионная жидкость здесь смазывает не только планетарный механизм, но и главную передачу.
По замыслу производителя, масло залито на весь срок службы. Тем не менее желательно проверять уровень масла каждые 30 тыс. км. пробега и в случае необходимости все-таки менять масло, чтобы снизить воздействие фрикционного осадка.
В АКПП используются синтетическая трансмиссионная жидкость.
На трансмиссии для Мазда установлен щуп для измерения уровня масла. Во всех остальных случаях используются отверстия с переливной трубкой и винт под внутренний шестигранник. Не стоит его путать с винтом, который крепит тормозную ленту.
Если открутить неправильный винт, то машина превратится в недвижимость, т.е. не будет ехать ни вперед, ни назад.
Масло заливается через это же отверстие с переливной трубкой. В Mazda масло заливается через щуп.
До фильтра можно добраться только лишь разобрав корпус трансмиссии пополам. Производитель не предусмотрел возможности сервисной замены фильтра.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.