Что такое режим «OD» (OverDrive)? Зачем в АКПП нужны режимы 3-2-1 или «L»?

Что такое режим «OD» (OverDrive)? Зачем в АКПП нужны режимы 3-2-1 или «L»?

01.06.2022 Все статьи Обслуживание и ремонт 0

Данная тема актуальна для владельцев не самых современных АКПП: четырех и пятиступенчатых автоматов, выпущенных в 1990-2000 годы. Рычаг таких коробок передач двигается по хитрой кривой, или у некоторых на рычаге имеется дополнительная кнопка.

Если на селекторе КПП имеется дополнительная кнопка, то при её нажатии на панели приборов загорается индикация «OD» или «OD-OFF». Коробки, о которых мы с вами будем вести речь, в основном четырехступенчатые, так как с переходом на пяти и шестиступенчатые трансмиссии, производители постепенно отказались от таких рычагов АКПП.

Что же значат цифры вдоль рычага? Что означает датчик «OD»? Начнем рассматривать нашу АКПП с режима «ОD» – «Overdrive».

 

Передаточные числа АКПП.

Небольшая техническая справка: вспомним, что АКПП передает изменение передаточного отношения между входным и выходным валами. Соответственно, у четырехступенчатой АКПП — четыре передачи. Примерные передаточные числа:

— 1 передача, когда входной вал крутится быстрее, чем выходной, и машина едет медленно – 2,7;

— 2 передача – 1,6;

— 3 передача – она часто называется прямой – 1,0;

—  4 передача, когда выходной вал крутится быстрее, чем входной и машина едет быстро — 0,6.

Так примерно устроены передаточные числа обычной среднестатистической «четырехступки».

 

Режим «ОD» – «Overdrive».

«OD» — это повышающая 4 передача. Те из вас, кто застал еще автомобили «Жигули», помнят, что по городу ездить на 5 передаче неудобно. Она — самая экономичная, но не самая тяговитая и при любом ускорении нужно было переключаться на нижнюю передачу. При движении в гору нужно было переключаться на нижнюю, к примеру, на 3-ю передачу.

Вы знаете, что на 4-ой или 5-ой передачах удобно ехать с постоянной скоростью, например по трассе, тем более что, они относятся к экономичным скоростям. Так вот, четвертую передачу на АКПП с 1980-2000 годы делали отключаемой. Таким образом, дали водителю возможность ездить только на 3 передаче, это удобно для езды в городском цикле. То есть в этом случае, производится отключение «ОверДрайва».

Если отключение этой передачи реализовано на рычаге, то это отдельная кнопка и при выключении 4 передачи на панели загорается датчик «OD-OFF». На разных моделях отключение осуществляется по-разному, но принцип один и тот же.

6DCT250 селектор 2

 

Режимы 3-2-1 или «L»

Когда вдоль движения рычага указаны цифры, водитель, устанавливая рычаг на цифру 3, задает работу коробки только на первой, второй и третьей передачах. Устанавливая на цифру 2, задается интервал ее работы не выше второй передачи.

Время идет вперед, и на смену «четырехступкам», пришли пятиступенчатые коробки. И тогда вдоль движения рычага выше цифры 3 появилась цифра 4. Принцип остался таким же, как на 4-ступ. АКПП.

Вы справедливо зададите вопрос: «Для чего это сделано?». Очень удобно было отключать 4 скорость для того, чтобы оставить запас мощности автомобиля. Использование режимов 1 (иногда обозначается L), 2 и 3 имеют большое значение в случаях, если мы:

— тянем на буксире какой-то автомобиль;

— пытаемся выбраться из снега;

— когда спускаемся с горы по серпантину и не хотим «сжечь» тормоза, так как если перегреется тормозная жидкость, в ней могут возникнуть пузырьки и тормоза могут просто пропасть.

Таким образом, производитель позаботился о водителе, давая ему возможность управлять работой АКПП. Эти коробки были неадаптивные.

 

«Зимний режим» и режим «S».

Еще на таких АКПП мы можем видеть две дополнительные помогающие нам кнопки: «S» и «*».  Снежинка – это «зимний режим». Обычно в этом режиме коробка стартует со второй передачи и переключение скоростей происходит рано. Сделано это для того, чтобы автомобиль двигался «внатяг», что дает возможность поменьше буксовать.

Кнопка «S» – спорт. В этом режиме производится более позднее переключение скоростей. Все указанные рычаги и кнопки можно переключать в движении.

0b5-0b5-селектор-2

 

Режим выбора всех передач.  

Постепенно с переходом на пяти и шестиступенчатые АКПП эти режимы ушли в прошлое и появились так называемые «секвентальные» режимы выбора передачи: «+» и «-». В современных автомобилях можно перевести рычаг в режиме «Драйв» вправо и далее переключать его на «плюс» или «минус» – повышенную или пониженную передачи. Режим «спорт», в современных АКПП также сохранен. Используя этот режим, владелец современного автомобиля может использовать всю мощь своего «железного коня».

Мы должны понимать, что говорим о программных режимах, которые задаем нашей умной коробке передач. Ведь существуют обстоятельства, при которых нам необходимо задать определенный режим работы АКПП.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *