Почему пинается АКПП?

Почему пинается АКПП?

22.06.2022 Все статьи Обслуживание и ремонт 0

В одной из прошлых статей мы с вами рассматривали устройство фрикционных пакетов. Напомним, что они состоят из дисков, которые выполнены из таких материалов как фрикцион и сталь. Диски под давлением сжимаются и распускаются. От синхронности их включения и выключения зависит правильная передача скорости.

В этой статье рассмотрим, как организована подача давления во фрикционные пакеты. Вы узнаете, что износ фрикционных пакетов — это следствие неправильного управления работой фрикционных пакетов.

 

Работа пакетов фрикционов в АКПП.

Каким образом модулируется и подается давление в каждый из фрикционных пакетов? Давление подается с помощью поршня, на которое давит под определенным давлением масло. При правильной подаче давления сначала оно нарастает достаточно сильно, затем давление нарастает плавно и это — самый важный участок подачи давления, когда сжимаются (включаются) фрикционные пакеты.

В верхней точке плавной подачи давления происходит полное сжатие фрикционных дисков, когда они начинают работать как единое целое. В это время синхронно происходит плавный сброс давления в другом фрикционном пакете, когда диски разжимаются (выключаются).

Существует определенный временной промежуток, исчисляемый в миллисекундах, когда в пакетах происходит взаимная синхронная пробуксовка. Если все происходит правильно, то не будет потери крутящего момента между пакетами. Крутящий момент будет передаваться плавно, передача скоростей произойдет незаметно для водителя. Это — самый ключевой и основной момент правильной работы коробки и правильного включения каждой передачи.

При такой правильной работе коробки мы не будем ощущать никаких «пинков» АКПП. Скорости будут переключаться плавно. Сам момент переключения мы сможем увидеть только на тахометре – стрелка будет подниматься и, в определенный момент переключения, опускаться.

Отметим, что давление, достигая верхней точки плавного нарастания, продолжает нарастать до определенного максимума. Это позволяет удержать диски во включенном положении. Соответственно на пакет, который выключается, давление снижается резко, и затем происходит плавное снижение давления. Затем снижение опять резкое – до полного его выключения и удержания в выключенном состоянии.

Обратим внимание на участок включения фрикционов и удержания их во включенном состоянии. За включением каждого пакета отвечают два отдельных механических клапана, расположенных в гидроблоке.  За плавное нагнетание давления отвечает регулирующий клапан, за подачу давления до максимума — удерживающий клапан (защелка).  Они работают в паре.

Получается у каждого пакета – по два клапана. Если у нас 5 фрикционных пакетов, то клапанов будет 10.

Узнав изложенное выше, мы с вами уже можем сказать, что при ударе, «пинке» АКПП происходит неправильная подача или сброс давления на участке работы регулирующего клапана, или неправильное максимальное давление удерживаемого клапаном защелкой. Точнее говоря – это неправильная модуляция либо включаемого, либо выключаемого пакета, или же рассинхронизация фрикционных пакетов. «Пинок» в этих случаях происходит при передаче крутящего момента.

RE5R05A фрики близко 2

Фрикционы и стальные кольца АКПП RE5R05A

Механические клапаны гидроплиты.

Перейдем к работе механических клапанов, отвечающих за правильное нагнетание и удержание давления масла в АКПП. Для того, чтобы сработал фрикционный пакет, в гидроблоке есть достаточно много механических клапанов, их еще называют плунжерами. Работают они в каналах и, в основном, бывают подпружиненные.

Сначала вступает в действие регулирующий клапан, затем подхватывает удерживающий клапан.  Регулирующий клапан работает не сам по себе. Для того, чтобы обеспечить возможность регулировки давления, клапаном управляет электрический регулятор давления. Это, так называемый, соленоид.

В гидроблоке масло не напрямую подается к соленоиду. Масло идет через другой клапан к соленоиду, обеспечивая слабое, соленоидное давление. Оно называется «слаботочное давление». До всех этих клапанов располагается более мощный — главный клапан.

плита гидроблока

Плита гидроблока

Необходимость в дефектовке

Рассмотренный выше набор узлов отвечает за создание правильного давления в каждом фрикционном пакете. Если по неизвестной причине неправильно срабатывает фрикционный пакет, и вы ощущаете «пинки», то сказать, какой узел дает сбой невозможно даже специалисту высокого класса. Для того, чтобы это выяснить, нужно снять коробку, разобрать гидроблок и проверить состояние всех узлов от масляного насоса до поршня, который подает давление во фрикционный пакет.

Необходимо проверить состояние гидроблока на:

  • герметичность всех механических клапанов;
  • герметичность каналов гидроблока;
  • отсутствие износа соленоидов.  

К сожалению, внутри гидроблока нет никаких датчиков контроля, по которым мы можем узнать, какой узел не в порядке. Поэтому только его разобрав и выполнив дефектовку, мы узнаем причину утечки давления масла в АКПП.

Но есть ключевой момент. На валу диска стоит бесконтактный датчик Холла, который следит за оборотами. В тот момент, когда гидроблок дает команду включиться фрикционному пакету, этот датчик отслеживает, с какой скоростью сработал фрикционный пакет. И если пакет сработал медленнее, чем положено, мы увидим ошибку – «Неправильное передаточное число». При неправильном давлении в АКПП фрикционные диски износятся, так как будут пробуксовывать дольше, чем положено.

Износ дисков – это следствие, а не причина «пинков» в АКПП. 

Ключевой момент правильного подхода к ремонту АКПП это поиск узла, который привел к снижению давления, износу фрикционных дисков, а значит и к «пинкам». И если в сервисе вам говорят: «мы поменяем вам фрикционные пакеты, а гидроблок чините в другом месте» – это в корне неверный подход, так как гидравлическая и механическая части АКПП являются одним целым и ремонтируются вместе.

Aisin 55-51sn гидроблок близко

Гидроблок Aisin AW55-51sn

Работа гидроблока на старых моделях АКПП.

Что касается не очень современных АКПП, то в них нет электрических регуляторов давление масла, нет большого количества соленоидов.

Как же в этих АКПП создается плавное давление для правильной работы фрикционных пакетов? Для этого в гидроблоке устанавливались механические гидроаккумуляторы с пружиной, которые и образуют плавное давление масла в АКПП. Главное в этих гидроаккумуляторах — это правильный подбор пружины. От нее зависит плавная подача давления к фрикционным пакетам.

 

Выводы.

 Основной причиной «пинков» при естественном износе АКПП является неисправность гидравлики, которая приводит к износу механики.

К износу гидравлики относим износ:

  • механических клапанов;
  • электрических клапанов;
  • износ линии давления.

К износу механики относим износ:

  • фрикционных дисков и пакетов;
  • механических узлов: валов, шестерней, планетарных рядов, поршней.

Такой износ называется комплексным износом АКПП. Мастеру необходимо при ремонте АКПП проверить и причины, и следствия такого износа. Сделать это можно путем дефектовки: трудоемким и непростым способом разобрав, просмотрев и протестировав все внутренние узлы коробки передач.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *