«Классические АКПП». Общая информация

«Классические АКПП». Общая информация

30.07.2020 Все статьи Классические АКПП Обслуживание и ремонт 0
ремонт акпп москва

Конструкция. 

Гидравлическая часть. 

Гидравлическая часть данных АКПП по конструкции бывает трех видов:

  1. С гидроблоком;
  2. С блоком соленоидов;
  3. С мехатроником.

 

Что такое гидроблок?

Гидроблок служит для управления переключением передач за счет перераспределения давления рабочей жидкости (трансмиссионной жидкости, или просто масла АКПП).

Гидроблок состоит из двух видов клапанов:

— Соленоиды – это электромагнитные клапаны. Управляются электроникой;

— Механические клапаны. Управляются давлением масла. Расположены в конструктивной части гидроблока – гидроплите.

Совокупность соленоидов, механических клапанов и гидроплиты в целом и составляют гидроблок.

 

Технически гидравлическая часть АКПП может быть реализована следующим образом:

  1. Если блок управления АКПП расположен под капотом в моторном отсеке вместе с другими блоками управления, то в самой коробке блока управления нет. В этом случае, АКПП будет иметь гидроблок. Это самая простая и старая конструкция АКПП.
  2. Если соленоиды вынесены отдельным рядом (обособлены от гидроплиты в самостоятельный узел), то это называется блоком соленоидов. То есть вместо единого гидроблока получаем разнесенный отдельно блок соленоидов и. В этом случае, АКПП имеет блок соленоидов.
  3. Если блок управления АКПП расположен не в моторном отсеке, а в самой коробке, то он прикрепляется к гидроблоку в виде платы (блока управления). Такая конструкция называется мехатроником.

 

Особняком стоят АКПП GM 6T30, 6T40, 6T45. Их конструкция немного сложнее. В самой АКПП имеются:

— блок соленоидов – ремонтируется, либо меняется;

— блок управления (плата) — меняется;

— гидроплита – ремонтируется.

 

Что такое мехатроник?

Мехатроник – это гидроблок вместе с блоком управления на борту. То есть мехатроник состоит из двух частей:

— гидравлическая часть мехатроника (гидроблок);

— электронная часть (блок управления, или плата мехатроника).

Вывод: если речь идет о мехатронике, нужно уточнять, о какой его части идет речь: о плате, или гидравлической части, или обо всем вместе — мехатронике в сборе. Но как правило, чаще всего ломается гидравлическая часть.

Мехатроник – это разборная конструкция. Блок управления можно отсоединить от гидравлической части мехатроника. Но для этого сначала нужно снять мехатроник целиком из АКПП. Сама АКПП останется на автомобиле и демонтировать всю коробку не нужно.

Все сказанное о мехатронике относится не только к обычным АКПП, но и к роботам и вариаторам.

Конструкция «классических» АКПП по типу гидроблок/мехатроник/блок соленоидов вынесена в отдельную таблицу ниже.

Таблица 1. Конструкция гидравлической части «классических» АКПП

Агрегат

Производитель (автомобиль)

Годы выпуска

Число передач

Конструкция

6T30, 6T40,6T45

GM

(Opel, Chevrolet)

2007-н.в.

6

Блок соленоидов

6L40, 6L45, 6L50, 6L80, 6L90

GM

(BMW)

2005-н.в. 6 Блок соленоидов
6F50, 6F55, 6T70, 6T75 GM/Ford 2007-н.в. 6

Блок соленоидов

722.6

Mercedes-Benz 1996-2007 5 Мехатроник
722.7 Mercedes-Benz 1998-2005 5

Мехатроник

722.9 Mercedes-Benz 2004-н.в. 7

Мехатроник

6HP.. ZF 2000-н.в. 6

Мехатроник

8HP..

ZF 2008-н.в. 8 Мехатроник
9HP.. ZF 2011-н.в. 9

Мехатроник

RE7R01A

Jatco (Nissan/Infiniti) 2009-н.в. 7 Мехатроник
AW55-50SN,

AW55-51SN,

Aisin 1999-2009 5

Гидроблок 

неремонтопригоден!

09G, 09K, 09M

Aisin 2003-н.в. 6 Гидроблок
09D Aisin 2003-2008 6

Гидроблок

0C8

Aisin 2008-н.в. 8 Гидроблок

U150, U151, U250E/F

Aisin (Toyota/Lexus) 2005-2009 5

Гидроблок

U660E,

U760E

Aisin (Toyota/Lexus) 2006-н.в. 6

Гидроблок

Любая маркировка (BJFA, M8SА..)

Honda 2002-2019 5

Гидроблок, расположенный внутри механической части АКПП + дополнительные соленоиды на корпусе

5L40E

GM (BMW) 1999-2010 5

Гидроблок

4T65E

GM (Volvo) 1991-2010 4

Гидроблок

AL4/DP0, AL8,

DP2/DP8

Peugeot, Renault, Citroen 1999-н.в. 4

Гидроблок

A4CF1, A4CF2

KIA,

Hyundai

2005-н.в. 4

Гидроблок

F4A42, F4A41

Mitsubishi, KIA,

Hyundai

1997-2005 4

Гидроблок

F5A51, А5HF1, А5GF1,A5CF1, A5CF2

Mitsubishi, KIA,

Hyundai

2005-2011 5

Гидроблок

A6LF1/2/3,

A6MF1/2/3,

A6GF1

Mitsubishi, KIA,

Hyundai

2009- н.в. 6

Гидроблок

4HP..

ZF 1983-2000 4

Гидроблок

5HP.. ZF 1991-1999 5

Гидроблок

RE5R05A Jatco (Nissan/Infiniti) 2002-2007 5

Гидроблок

Как видно из таблицы, любая 4-ступ. АКПП имеет гидроблок.  5-6-ступ. АКПП могут оснащаться как гидроблоком, так и мехатроником. 6-ступ АКПП GM оснащены блоком соленоидов.  7-8-9-ступ. АКПП, как самые современные, в большинстве случаев, уже оснащаются мехатроником.   Мехатроник является атрибутом современных АКПП (с середины «нулевых» годов и новее) с количеством передач от 6 и более. Конструкция с обычным гидроблоком постепенно уходит в прошлое. На смену гидроблоку приходит мехатроник (гидроблок + блок управления).

 

Основные неисправности АКПП

Как правило, на пробеге 100-200 тыс. км. в условиях пробок Москвы/СПБ выходит из строя гидравлическая часть АКПП — гидроблок. Реже – гидротрансформатор.

В среднем, на пробеге 200-350 тыс. км. выходит из строя механическая часть АКПП.

Ресурс всей АКПП при правильной эксплуатации и соблюдении регламентов технического обслуживания в среднем составляет 300-400 тыс. км. пробега.

Типовой (среднестатистический!) сценарий жизненного цикла обычной АКПП:

  1. на пробеге в 150 тыс. км. выходит из строя гидроблок, или гидравлическая часть мехатроника (в зависимости от конструкции конкретной АКПП);
  2. гидроблок снимается отдельно от АКПП, успешно ремонтируется и служит как новый еще 100-150 тыс. км.;
  3. ближе к 250-300 тыс. км. пробега отремонтированный гидроблок исчерпывает свой ресурс + выходит из строя механическая часть АКПП (фрикционы, планетарки…) – вся АКПП в целом «умирает».

 

Для предварительной оценки неисправности АКПП в рамках конкретной маркировки коробки (например, 4-ступ. АКПП AL4) необходима следующая информация (все это относится и к другим типам АКПП: роботам и вариаторам):

— Симптомы неисправности;

— При каких условиях наблюдаются симптомы: на прогретой, и/или на холодной АКПП;

— Состояние масла в АКПП (трансмиссионной жидкости): наличие/отсутствие стружки и запаха гари, цвет масла;

— Пробег автомобиля.

По совокупности собранной информации можно достаточно точно сделать прогноз о том, какой узел АКПП неисправен: неисправен гидроблок/мехатроник, неисправна механическая часть, неисправна электрика АКПП, либо комбинации неисправности, либо вообще все вместе.

 

Таблица 2. Симптомы неисправности «классических» АКПП

Неисправность

Симптомы

Вариант решения

Гидроблок, гидравлическая часть мехатроника

Рывки, пинки при переключении передач и переключении селектора КПП. Наблюдаются преимущественно на прогретой АКПП. Редко – на холодной АКПП.

Ремонт

Гидротрансформатор

Вибрации, гул. Ремонт
Блок управления, плата (электронная часть мехатроника) Ошибки, аварийный режим, отказ в движении.

Ремонт, замена на б/у, или новый

Механическая часть

Рывки, пинки при переключении передач и переключении селектора КПП. Наблюдаются преимущественно на холодной АКПП, либо и на холодной, и на прогретой АКПП.

Пробуксовки.

Хрусты, шумы, удары.

Отказы в движении.

Потери передач.

Ремонт

Электрическая часть

Ошибки, аварийный режим Ремонт
Селектор КПП Ошибки.

Пропадает, либо неправильно отображается индикация передач

Ремонт, замена на б/у, или новый

 

Анализ состояния масла в АКПП

Состояние трансмиссионной жидкости – это простой и наглядный ориентир, по которому можно судить о состоянии любой АКПП. Как анализ крови у человека.

По состоянию масла можно определить состояние механической части АКПП.

 

Таблица 3. Оценка состояния масла в АКПП

Состояние масла

Состояние АКПП

Состояние нового масла: по прозрачности и цвету

Механическая часть АКПП в полном порядке.

Если присутствуют какие-либо симптомы, то они не связаны с неисправностью механической части, либо вообще не связаны с АКПП.

Масло чуть темное, стружка отсутствует

Имеется естественный допустимый износ АКПП и масла в рамках эксплуатации.

Механическая часть АКПП не требует ремонта.

Если присутствуют какие-либо симптомы, то они не связаны с неисправностью механической части, либо вообще не связаны с АКПП.

Масло черное,

стружка отсутствует

В механической части изношены фрикционы – от них отслоился фрикционный слой и попал в масло, вызвав его почернение.

Механическая часть АКПП требует ремонта. Как минимум, нужно менять комплект фрикционов.

Состояние всей остальной механики (валов, шестерней, планетарок…) пока под вопросом.  Потребуется снимать АКПП и выполнить дефектовку.

Масло черное со

стружкой: есть стружка в поддоне и/или магнитных уловителях поддона

Механическая часть АКПП требует ремонта. Нужно менять комплект фрикционов и «железо».

Точное состояние всей механической части пока под вопросом.  Потребуется снимать АКПП и выполнить дефектовку.

После дефектовки точно определится перечень неисправных деталей

 

Ремонт гидроблока и гидравлической части мехатроника.

Почти все гидроблоки успешно ремонтируются.

Исключение – 5-ступ. АКПП Aisin AW55-50SN, AW55-51SN. На российском рынке это преимущественно автомобили Opel, Volvo. Данные гидроблоки меняются на новые, поскольку ремонту не подлежат. Технически попытаться отремонтировать их можно, но ресурс будет совершенно непрогнозируемым и минимальным (от нескольких недель, до нескольких месяцев).

Также вероятность ремонта 50/50 у гидроблоков Toyota U660, U760. Поэтому клиентам рекомендуется установить новый гидроблок, чтобы «поставить-и-забыть».

Все остальные гидроблоки и гидравлические части мехатроников (далее просто «гидроблок») успешно подлежат ремонту.  

После ремонта ресурс гидроблока не отличается от ресурса нового агрегата.

Основной симптом, по которому можно легко определить неисправность гидроблока – рывки/пинки при прогретой АКПП («на горячую»).

Важно учитывать и другие факторы: пробег и состояние масла в АКПП.

Как уже было отмечено, неисправность гидроблока проявляется на пробеге 100-200 тыс. км. Центр колебаний пробега, при котором ломаются гидроблоки – это 150 тыс. км. Это его средний ресурс на современных АКПП.

Гидроблок может выйти из строя и при чистом масле, без наличия стружки в АКПП.

Но при наличии стружки от механической части гидроблок выходит из строя за самое непродолжительное время. Стружка забивает все клапаны и каналы в гидроблоке. Отсюда выводы:

— если масло в АКПП в рабочем состоянии + есть симптомы неисправности гидроблока+ пробег 100-200 тыс. км. = потребуется ремонт гидроблока;

— если есть симптомы неисправности гидроблока + масло в АКПП черное и со стружкой = ремонт гидравлики (гидроблока, бублика) и механической части АКПП;

Но это пусть и наиболее вероятная, но все-таки предварительная оценка.

Для точной оценки всегда требуется первичная диагностика АКПП в профильном техцентре!

 

Ремонт гидротрансформатора («бублика»)

 Для ремонта гидротрансформатора необходимо:

  1. Демонтировать АКПП;
  2. Снять с АКПП гидротрансформатор;
  3. Выполнить ремонт гидротрансформатора: разрезать, отремонтировать, заварить;
  4. Установить все обратно.

Ремонт гидротрансформатора, в силу специфики ремонта, обычно выполняется в специализированных компаниях. То есть техцентр по ремонту АКПП отвозит бублик подрядчику. В нашем техцентре есть оборудование и специалисты для ремонта бубликов. Никуда ничего отвозить не нужно, что сокращает сроки ремонта АКПП. Это дополнительное преимущество для клиента.

Обычно бублик ремонтируется вместе с механической частью АКПП, поскольку стружка от неисправной механики сыпется в гидроблок и бублик. Это происходит из-за того, что в «классической» АКПП все узлы находятся в одной полости и в одной «масляной ванне». Поэтому стружка от «железа» механической части попадает в масло и разносится по всей коробке. Стружка попадает в гидроблок/мехатроник и гидротрансформатор, выводя их из строя.

Даже если гидротрансформатор не вышел из строя и не «наелся окончательно стружки», его все равно промывают и ремонтируют в рамках капремонта АКПП, или частичной переборки механической части. Это связано с тем, что:

— Неисправность механической части означает наличие продуктов износа, которые в том или ином объеме попали и в гидротрансформатор;

— АКПП все равно уже демонтирована с автомобиля, поэтому заодно решают вопрос и с гидротрансформатором, чтобы к этому больше не возвращаться;

—  Ремонт гидротрансформатора недорог в сравнении с общим ремонтом АКПП. Например, стоимость ремонта снятого бублика на большинство АКПП составляет 4-12 тыс. руб + с/у АКПП 9 тыс. руб. То есть в ряде случаев снять/поставить коробку для ремонта бублика стоит дороже ремонта самого бублика.

 

Ремонт блока управления, платы, электронной части мехатроника.

Далее будет обозначаться просто «плата».

 Основные симптомы неисправности платы:

— Электронные ошибки (например, «Нет связи с блоком управления»)

— Ошибки на панели приборов;

— «Аварийный режим»;

— Отказы в движении.

 

Варианты решения:

— Ремонт платы;

— Замена на контрактную плату (то есть б/у);

— Замена на новую плату.

 

Распространенность того или иного решения зависит от конкретной АКПП. Как правило, плата либо ремонтируется, либо меняется на контрактную. Это связано с тем, что новая плата либо очень дорого стоит, либо не продается отдельно и идет только в составе мехатроника в сборе.

После замены платы на новую, или б/у для корректной работы АКПП необходимо выполнить процедуру прошивки платы. Варианты прошивки:

— Прошивка по VIN-номеру автомобиля;

— Прошивка путем «перезаливки» программного обеспечения (ПО) с неисправной платы. Для этого, понятное дело, нужна «родная плата» с автомобиля.

Варианты прошивки зависит от конкретной АКПП.

Для осуществления технической возможности прошивки техцентр должен обладать специализированным оборудованием, квалифицированным специалистом и широким набором программного обеспечения (покупается у производителя отдельно).

В наших техцентрах есть все для выполнения прошивки на подавляющее большинство плат. Все сказанное относится и к платам на вариаторы и роботы.

 

Ремонт селектора КПП

Основные симптомы неисправности:

— Электронные ошибки;

— Ошибки на панели приборов;

— Некорректная индикация передач на панели приборов;

— Отказы в движении.

 

Технически выходят из строя:

— Кулисы;

— Ингибиторы (датчики положения селектора);

— Соленоиды переключения селектора (для авто с джойстиками и шайбами вместо обычного рычага переключения).

 

Варианты решения:

— Ремонт селектора;

— Замена на новый селектор

— Замена на селектор б/у.

 

Поломки селектора случаются гораздо реже поломок гидравлики и механики.

Все сказанное выше также относится к селекторам для вариаторов и роботов.

 

Ремонт электрики АКПП

Основные элементы: датчики, жгут проводов (коса), фишки, коннекторы.

Основные симптомы неисправности — электронные ошибки.

Если элементы находятся на корпусе АКПП (например, некоторые датчики), то для их замены не требуется ничего снимать и разбирать.

Если элементы находятся внутри АКПП (например, жгут проводов), то для их замены нужно снимать и разбирать трансмиссию.

Все сказанное выше также относится к электрике для вариаторов и роботов.

 

Неисправности корпуса АКПП

Корпус повреждается либо после ДТП, либо вследствие износа механической части АКПП – чаще всего, подшипников по корпусу.

Корпусные элементы, либо корпус целиком, как правило, берутся от контрактных коробок-доноров. Реже – покупаются новыми; например, крышка корпуса АКПП U660/760.

Замена корпуса и корпусных элементов – это процедура, выполняемая в рамках полной переборки АКПП с заменой прокладочного комплекта — всех уплотнений, прокладок, сальников, резинок.

Если не заменить прокладочный комплект, то АКПП после сборки на старые уплотнительные элементы утратит герметичность и появятся течи из коробки. Все уплотнения – одноразовые, поэтому разобрав АКПП, потребуется новый комплект уплотнений для последующей сборки.

Вопросы неисправности и замены корпусных элементов равным образом применимы и для других типов АКПП — вариаторов и роботов.

 

Неисправности механической части АКПП

Точный перечень неисправных деталей определяется после дефектовки АКПП. Большинство запчастей меняются на новые.

Запчасти, которые новыми не продаются, меняются на контрактные от коробок-доноров. Распространенный пример – дифференциалы, корпус АКПП. В качестве доноров выступают гарантийные АКПП – коробки с минимальным пробегом (10-30 тыс. км.), списанные дилером в рамках гарантии.

Специализированный техцентр всегда должен иметь запас коробок-доноров для поддержания минимальных остатков тех запчастей, которые не продаются новыми.

Наши техцентры имеют такой запас на подавляющее большинство позиций.

Все ремонты механической части сопровождаются полным разбором АКПП с заменой прокладочного комплекта — всех уплотнений, прокладок, сальников, резинок.

Обзоры классических АКПП представлены на нашем сайте:

раздел Классические акпп

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *